Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
O МИКРОСТРУКТУРЕ И МИКРОДИНАМИКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Аннотация:
Несмотря на наличие обширной и разноплановой литературы о навыке чтения, охватывающей его психологические, педагогические, психолингвистические, социологические и культурологические аспекты, вопрос о микроструктуре и микродинамике сформированного навыка чтения остается не только открытым, но даже не поставленным для экспериментального исследования. B данной статье предложено восполнить этот пробел, используя базовую модель операционного состава процесса чтения и авторскую модификацию метода пословного чтения. Эта модификация позволяет строить динамические профили самого процесса чтения путем обработки данных, получаемых при регистрации времени прочтения каждого из текстообразующих слов. B отличие от традиционного варианта пословного чтения с заранее заданной продолжительностью экспозиции слова, в нашем эксперименте испытуемые сами регулировали ее путем нажатия клавиши «Пробел». B результате автоматически регистрировалось время прочтения каждого слова как функция от его порядкового номера в тексте. Динамические профили имели гетерохрон-ную структуру, состоящую из квазислучайного чередования временных интервалов разной длительности. Испытуемые (студенты I-IV неязыковых курсов университета «Дубна») пословно читали про себя два простых текста на английском и русском языках, а после прочтения каждого из них письменно отвечали на пять вопросов. B качестве показателей для оценки уровня владения навыком чтения служили: средняя величина временных интервалов; их связь с длиной слова, измеряемая коэффициентами линейной функции аппроксимации графика, описывающего рассеяние эмпирических данных; качество ответов на вопросы. Согласно полученным результатам первые два показателя в среднем были самыми высокими на I курсе и постепенно снижались к IV. Качество ответов на вопросы было низким на всех курсах, за исключением результатов одного-двух студентов из 10 на каждом курсе. Делается вывод о возможности использования предложенного экспериментального метода, способного оценить текущее состояние навыка чтения и выработки преподавателем индивидуальной корректирующей стратегии для его улучшения.
Авторы:
Назаров А.И.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2023
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2023.-N 6.-С.109-121. Библ. 12 назв.
Просмотров: 4