Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Критическое мышление в контексте воплощенного познания: обзор исследований и их педагогический потенциал
Аннотация:
В статье представлен обзор современных исследований критического мышления, опирающихся на гипотезу воплощенного познания и представляющих собой так называемый некартезианский подход к мышлению, в котором рациональное и чувственное выступают не автономно друг от друга, а в виде тесно связанной группы процессов. Несмотря на то, что тема критического мышления в данном исследовательском направлении находится в стадии формирования, обзор носит систематический характер и содержит указания на два основных направления, их теоретические ориентиры и методологические установки. Сравнение выявленных подходов позволяет определить механизмы, являющиеся ключевыми для любой воплощенной версии модели критического мышления: чувствительность индивида к собственным явным и неявным эпистемическим сигналам, или диспозиционная внимательность, и эмоциональная нереактивность. Показано, что междисциплинарный перенос в данной теме является проблематичным: знание, произведенное в психологических рамках исследований воплощенного познания, по своей сути отличается от знаний, позволяющих усовершенствовать процесс обучения критическому мышлению. Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований и способов реорганизации педагогической практики в сфере обучения критическому мышлению.
Авторы:
Голубинская А.В.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2024
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2024.-N 3.-С.145-159. Библ. 61 назв.
Просмотров: 2