Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРЕССА ОСТАВЛЕННОСТИ И БЕСПОМОЩНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация:
Представлены результаты сравнения переживания разных стрессовых ситуаций, в том числе ситуаций оставленности и беспомощности, и способов совладания с ними в подростковом возрасте. Исследование проводилось на выборке учащихся общеобразовательной школы в возрасте 12— 14 лет (Хвозраст=12.5; med=12; sd=0.7). Общий объем выборки составил 80 человек (39 девочек и 41 мальчик). Использовались следующие методики: Цветовой тест отношений в адаптации Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда; Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р.Льюиса в адаптации Т.Л.Крюковой; Шкала воспринимаемого стресса, детский вариант. Показано, что наиболее трудной для подростков является стрессовая ситуация оставленности, связанная с эмоциональной, информационной или социальной депривацией ребенка. Установлено, что по уровню воспринимаемого стресса подростки этой группы близки (U=69.0; р=0.44) к группе респондентов, отметивших в качестве стрессовой ситуации экстремальные жизненные события (группа "Экстремальная ситуация"), и отличаются от подростков, переживающих стресс оценки (U=51.5;р=0.02) и беспомощности (U=82.5; р=0.019) (группы "Оценочная ситуация" и "Беспомощность" соответственно). Выявлено, что в оценках проективной ситуации, согласно сюжету которой родители на время оставляют ребенка одного дома, группы "Оставленность" и "Экстремальная ситуация" также оказываются схожими (обнаружены преимущественно негативные оценки ситуации). Определено, что при совладании со стрессом для группы "Беспомощность" свойственны копинг-стратегии, указывающие на актуальность обращения к социальной поддержке, а для группы "Оставленность", в отличие от всех остальных групп, типична стратегия Игнорирование (р<0.05).
Авторы:
Харламенкова Н.Е.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2024
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.39-50. Библ. 25 назв.
Просмотров: 3