Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ПОДРОСТКОВ. ЧАСТЬ I. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ "ЦЕНА" КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТА С ЭКРАНА ЭЛЕКТРОННОГО УСТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ


Аннотация:

Чтение с экрана электронного устройства (ЭУ) является значимым для подростка видом когнитивной деятельности и ее сложность отражается на висцеральных функциях. Изучены особенности функционального состояния организма по параметрам вариабельности ритма сердца (ВРС) и окуломоторной активности (ОМА) у подростков при чтении текста с экрана компьютера, что позволило провести анализ напряженности ("цены") этого вида деятельности. В исследовании приняли участие 22 подростка 15 лет (М=15.46, SD=0.44). Чтение текста с ЭУ у подростков сопровождалось высокой функциональной "ценой", характеризующейся снижением общей ВРС, повышением индекса напряжения и частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о функциональном напряжении регулирующих систем в процессе когнитивной деятельности. Анализ ОМА при чтении показал различную степень вовлечения парафовеальной обработки в процесс когнитивной деятельности. Большинство (86.4%) подростков продемонстрировало пословесное чтение и невысокий процент регрессий (12.0%), что характеризует сформированность навыка чтения. В то же время, качественный анализ индивидуальных треков движений глаз указывает на неравномерность развития навыка чтения в анализируемой выборке подростков, отражающую дефицит словарного запаса и затруднения в интерпретации синтаксических конструкций. Сложности с пониманием текста возникали у 40.9% подростков. Несмотря на то, что навык чтения к этому возрасту должен быть не только хорошо сформирован, но и автоматизирован, чтение продолжает оставаться сложной когнитивной задачей. Индивидуальный анализ показателей ОМА и ВРС у подростков с разным уровнем понимания текста при чтении продемонстрировал различия в стратегиях адаптивного поведения и вариантов вегетативной реакции при выполнении сложной когнитивной задачи. Функциональная "цена" обработки информации при чтении с экрана ЭУ обеспечивается сочетанием возрастных и индивидуальных особенностей адаптации, уровнем языковой компетенции и психолингвистической сложностью текста.

Авторы:

Комкова Ю.Н.
Безруких М.М.
Бабанова К.Ю.
Рябкова Т.С.
Усцова А.Г.

Издание: Физиология человека
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.57-69. Библ. 36 назв.
Просмотров: 2

Рубрики
Ключевые слова
автоматизированный
автономная
адаптация
адаптивное
активность
анализ
большая
вариабельность
вариантные
вегетативному
висцеральные
возраст
возрастные
выборка
выполнение
высокий
глаз
глазодвигательные
движение
дефицит
деятельности
деятельность
изучению
индекс
индивидуального
интерпретация
информации
исследование
качественный
когнитивная
компетенции
компьютер
конструкция
мышцы
навыкам
напряжение
напряженность
неравномерное
нервная
обеспечение
обработка
окуломоторные
организм
особенности
параметр
парафовеа
поведение
повышение
подростки
подростковая
показатели
процесс
психолингвистика
развитие
различие
различный
разным
реакцией
регрессия
регулирующая
ритма
свидетельства
сердечн
сердца
синтаксис
систем
система
словари
сложные
снижение
сокращение
состояние
степени
стратегия
текстов
указ
уровни
устройств
устройства
участие
функции
функциональная
характер
чтение
чтения
экранов
электронная
элнктронные
языковая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.219.207.115)
Яндекс.Метрика