Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ПОДРОСТКОВ. ЧАСТЬ I. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ "ЦЕНА" КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТА С ЭКРАНА ЭЛЕКТРОННОГО УСТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
Чтение с экрана электронного устройства (ЭУ) является значимым для подростка видом когнитивной деятельности и ее сложность отражается на висцеральных функциях. Изучены особенности функционального состояния организма по параметрам вариабельности ритма сердца (ВРС) и окуломоторной активности (ОМА) у подростков при чтении текста с экрана компьютера, что позволило провести анализ напряженности ("цены") этого вида деятельности. В исследовании приняли участие 22 подростка 15 лет (М=15.46, SD=0.44). Чтение текста с ЭУ у подростков сопровождалось высокой функциональной "ценой", характеризующейся снижением общей ВРС, повышением индекса напряжения и частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о функциональном напряжении регулирующих систем в процессе когнитивной деятельности. Анализ ОМА при чтении показал различную степень вовлечения парафовеальной обработки в процесс когнитивной деятельности. Большинство (86.4%) подростков продемонстрировало пословесное чтение и невысокий процент регрессий (12.0%), что характеризует сформированность навыка чтения. В то же время, качественный анализ индивидуальных треков движений глаз указывает на неравномерность развития навыка чтения в анализируемой выборке подростков, отражающую дефицит словарного запаса и затруднения в интерпретации синтаксических конструкций. Сложности с пониманием текста возникали у 40.9% подростков. Несмотря на то, что навык чтения к этому возрасту должен быть не только хорошо сформирован, но и автоматизирован, чтение продолжает оставаться сложной когнитивной задачей. Индивидуальный анализ показателей ОМА и ВРС у подростков с разным уровнем понимания текста при чтении продемонстрировал различия в стратегиях адаптивного поведения и вариантов вегетативной реакции при выполнении сложной когнитивной задачи. Функциональная "цена" обработки информации при чтении с экрана ЭУ обеспечивается сочетанием возрастных и индивидуальных особенностей адаптации, уровнем языковой компетенции и психолингвистической сложностью текста.
Авторы:
Комкова Ю.Н.
Издание:
Физиология человека
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.57-69. Библ. 36 назв.
Просмотров: 2