Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Исследование интеграционных процессов на рынке лекарственных средств в контексте развития территориальных фармацевтических экосистем
Аннотация:
Экосистемный подход к организации бизнес-процессов фармацевтического рынка отвечает сложившимся тенденциям, так индекс роста объема электронной коммерции в секторе розничной торговли ЛП за 5 лет составил 1,87. Сектор рыночного распределения лекарственных препаратов (ЛП) в РФ характеризуется смещением корпоративного управления в сторону маркетинговой кооперации на базе агрегационных электронных торговых площадок (АЭТП). Развитие территориальных фармацевтических экосистем (ТФЭ) как нового интегративного инструмента управления циклом «фармацевтическая разработка - производство - дистрибьюция» для достижения целевой модели ФАРМА 2030 на территориальном уровне требует разработки регуляторных механизмов управления поставками ЛП. Цель исследования: характеристика интеграционных процессов в промышленном, оптовом и розничном секторах рынка лекарственных средств для оценки потенциальной конкурентоспособности ТФЭ. Первичными данными для анализа являлись объемы оптовых товарных остатков ЛП, произведенных в УрФО (461 регистрационное удостоверение; собственные данные Price and Distribution Test для 230 торговых наименований ЛП (р<0,1)); данные ЕМИС 2021-2022; данные Alpharm 2021-2022; Datainsight 2022. В ходе исследования проводился структурный анализ фармацевтического рынка, функциональный анализ участников цепочки фармацевтического товародвижения, маркетинговый анализ. В результате установлено, что динамика развития сегмента АЭТП соответствует опережающему росту высокоинтегрированных платформ: краткосрочный индекс роста 5-рl АЭТП (Ютека) составляет 164%, 4-рl (Еаптека) - 55%, Зрl-АЭТП (усредненный) - 36,5%. Выявлено отсутствие формальных механизмов регионального протекционизма для сбыта готовых лекарственных форм локальных производителей в УрФО. Нами получены результаты оценки эффекта экосистемной интеграции отдельных типов участников фармацевтического рынка. Для производителей ЛП определено, что медиана коэффициента проникновения локального ассортимента ЛП на фармацевтический рынок в разрезе анатомо-терапевтико-химических АТХ групп 2-го уровня составляет 0,67, что свидетельствует о значительной диверсификации ассортиментного портфеля и возможности его агрегации без барьера внутренней конкуренции. В секторе оптовой торговли ЛП определен потенциал экономии наценки на ЛП при реализации сценария локализации поставок в регионах производства в низком и средне-низком ценовых диапазонах (30-550 руб./уп.), варьирующий в пределах 53-67%. Установлено, что медиана доли региональной дистрибьюции в УРФО (в упаковках) составляет 20,72%. Установлено, что УрФО является одним из лидеров по показателю доли омниканальных потребителей на фармацевтическом рынке (63%), что является значимым стимулом интеграции организаций розничного сектора фармацевтической рынка в экосистемную 5р(-платформу. Заключение. Ситуационный анализ морфологии кооперативных взаимодействий на фармацевтическом рынке позволил выделить предпосылки формирования экосистемно-организованных управленческих структур в системе фармацевтического рынка -ТФЭ. Нами систематизированы стимулы к экосистемной детерминации поставок ЛП, установлено, что дополнительный канал рыночного распределения промышленного ассортимента ЛП на Урале не сопряжен с барьером внутренней конкуренции фармацевтических заводов; включение региональных поставщиков в ТФЭ позволит сформировать добавочную конкурентоспособность на «рынке покупателя» в условиях рыночного доминирования федеральных поставщиков; омниканальный подход к дистрибьюции розничного ассортимента ТФЭ в аптечных организациях имеет высокую прогнозную конверсию. При детальной оценке интеграционных процессов в отдельных секторах фармацевтического рынка не выявлено критических барьеров для внедрения ТФЭ.
Авторы:
Петров А.Л.
Издание:
Фармация
Год издания: 2024
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2024.-N 6.-С.48-56. Библ. 9 назв.
Просмотров: 3