Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ -К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ


Аннотация:

Современность выступает предметом широкого круга исследований в области социальных наук. Интерес к трансформациям человека и мира в условиях современности сопровождается перестройкой дисциплинарной матрицы познания, что характеризуется распространением полипарадигмальных, меж- и трансдисциплинарных подходов, решающих задачи интеграции научного знания. Однако изучение человека и мира в условиях современности требует от исследователя не только обновления его методологического арсенала, но и развития антропологической компетенции. Последнее обусловлено тем, что на текущем этапе эволюции научного знания именно антропология выступила лидером методологического обновления социальных наук. Антропология как таковая изучает человека в динамике и полноте его проявлений, в разнообразии повседневных ситуаций и меняющихся социокультурных контекстов. Также антропология в наибольшей степени стремится к созданию целостного образа современности, рассматривая взаимопревращения человека и общества, личности и культуры. Важной частью и современных научных исследований, и прикладных социальных программ становится антропологическая экспертиза. Для изучения психологических и антропологических аспектов современности релевантно использование методологического инструментария, включающего гибкие и подвижные конфигурации разнообразных концепций и исследовательских стратегий. В психологии эти тенденции реализуются в развитии системно-субъектного/субъектно-деятельностного, историко-эволюционного, историко-генетического, культурно-деятельностного, культурно-аналитического, субъектно-аналитического и иных подходов. При всем разнообразии названных подходов здесь можно обнаружить общие тенденции развития современной российской психологии, выразившиеся в движении от конкретно-научного психологического знания -к смешанному, меж- и трансдисциплинарному, целостному и антропологически ориентированному познанию. Обсуждается феномен антропологического просвещения и обусловленное им развитие антропологической компетентности, что предполагает овладение пакетом социальных знаний, касающихся развития человека, его окружения, творческой и профессиональной деятельности, повышения качества жизни. Предлагается несколько инструментальных и концептуальных средств расширения антропологической компетентности, включающих методологические ресурсы концепции «перегрева» (overheated world) и концепции «идеального шторма» (perfect storm).

Авторы:

Гусельцева М.С.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.3-14. Библ. 14 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
«перегрева»
антропология
аспекты
взаимный
гибкая
движение
деятельности
динамика
дисциплина
жизни
задач
знание
изучение
инструмент
инструментальная
интеграция
использование
исследование
исследовательские
исследователя
история
качества
ключ
компетентность
компетенции
конкретный
контекстах
конфигурация
концептуальный
концепция
круга
культур
культурное
личности
матрицы
методологии
методология
мирового
наибольшая
наука
науки
научной
нескольким
областей
образ
обусловленные
общества
общие
одного
ориентированное
пакет
перестройка
повседневная
повышение
подвижная
подход
познания
полипы
полная
послед
предмета
прикладная
программ
просвещение
профессиональная
проявление
психологическая
психология
развитие
разнообразные
распространение
расширение
релевантная
ресурсами
российская
системная
ситуации
слова
смешанная
современная
создание
социальная
социальные
средств
степени
стратегия
субъект
творческие
транс
трансформация
условия
феномен
характер
целях
часть
человек
широкая
шторм
эволюция
экспертиза
этап
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.17.155.142)
Яндекс.Метрика