Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

СПЕЦИФИКА ОБРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: АЙТРЕКИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯ


Аннотация:

Статья посвящена проблеме выявления последствий ранней слуховой депривации в когнитивном развитии ребенка. Важной предпосылкой написания статьи явились предыдущие исследования, показывающие, что слуховая депривация может привести к кросс-модальным изменениям в обработке зрительной информации. Основным предположением стала гипотеза о том, что наблюдаемая специфика операционного компонента мышления у детей с нарушением слуха может быть связана именно с реорганизацией обработки зрительной информации. Цель исследования - выявить с помощью айтрекера характерные изменения обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Исследование проводилось на детях дошкольного возраста пяти-семи лет (N=35). Основную выборку составили дети, прошедшие через операцию по кохлеарной имплантации (вживлению электродных систем во внутреннее ухо) с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью) (М=6,0; SD=0), контрольная группа - типично развивающиеся дети (М=6,1; SD=0,4). В качестве экспериментального применялось задание на простые и сложные невербальные аналогии, предполагающее задействование всего комплекса операций мышления. Во время выполнения этого задания производилась регистрация движения глаз детей стационарным айтрекером GP3. По последовательности и времени фиксаций, амплитуде саккад, последовательности и регулярности зон просмотра была зарегистрирована специфика распределения зрительного внимания и зрительной обработки информационных признаков, которая связана с осуществлением детьми с нарушением слуха операций поиска, опознавания, выделения существенных и отвлечения от несущественных информационных признаков для нахождения аналогий. У детей с нарушением слуха время и направление последовательности фиксаций и саккад отличается от этих показателей у детей, не имеющих проблем со слухом, и мы предполагаем, что данные особенности процессов зрительного поиска будут отражаться на специфике операционного компонента мышления (зрительном анализе, синтезе, обобщении, сравнении).

Авторы:

Веракса А.Н.
Смирнова Я.К.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.111-123. Библ. 41 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
айтрекер
айтрекинг
амплитуда
анализ
болезни
вживление
визуальный
внимание
внутренняя
возраст
восприятие
временная
выборка
выделение
выполнение
выявление
гипотеза
глаз
глухота
групп
движение
депривация
детей
дети
детям
деятельность
дошкольники
дошкольные
задания
зрительная
зрительное
изменение
имлантация
имплантации
информации
информационное
исследование
качества
когнитивная
комплекс
компонент
контрольная
кохлеарная
мышление
направлениях
нарушения
невербальное
обработка
операции
операционная
основной
особенности
осуществление
оториноларингологические
педиатрия
показатели
помощи
последовательностей
последствие
предпосылки
признаки
психология
развивающиеся
развитие
распределение
ребенка
регистрация
регулярный
реорганизация
саккады
сенсоневральный
сложные
слух
слуховая
состав
сравнение
стационарная
тугоухость
ухо
фиксации
характерного
хранение
цель
экспериментальная
электрод
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.216.99.18)
Яндекс.Метрика