Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СПЕЦИФИКА ОБРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: АЙТРЕКИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме выявления последствий ранней слуховой депривации в когнитивном развитии ребенка. Важной предпосылкой написания статьи явились предыдущие исследования, показывающие, что слуховая депривация может привести к кросс-модальным изменениям в обработке зрительной информации. Основным предположением стала гипотеза о том, что наблюдаемая специфика операционного компонента мышления у детей с нарушением слуха может быть связана именно с реорганизацией обработки зрительной информации. Цель исследования - выявить с помощью айтрекера характерные изменения обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Исследование проводилось на детях дошкольного возраста пяти-семи лет (N=35). Основную выборку составили дети, прошедшие через операцию по кохлеарной имплантации (вживлению электродных систем во внутреннее ухо) с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью) (М=6,0; SD=0), контрольная группа - типично развивающиеся дети (М=6,1; SD=0,4). В качестве экспериментального применялось задание на простые и сложные невербальные аналогии, предполагающее задействование всего комплекса операций мышления. Во время выполнения этого задания производилась регистрация движения глаз детей стационарным айтрекером GP3. По последовательности и времени фиксаций, амплитуде саккад, последовательности и регулярности зон просмотра была зарегистрирована специфика распределения зрительного внимания и зрительной обработки информационных признаков, которая связана с осуществлением детьми с нарушением слуха операций поиска, опознавания, выделения существенных и отвлечения от несущественных информационных признаков для нахождения аналогий. У детей с нарушением слуха время и направление последовательности фиксаций и саккад отличается от этих показателей у детей, не имеющих проблем со слухом, и мы предполагаем, что данные особенности процессов зрительного поиска будут отражаться на специфике операционного компонента мышления (зрительном анализе, синтезе, обобщении, сравнении).
Авторы:
Веракса А.Н.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.111-123. Библ. 41 назв.
Просмотров: 1