Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗЕРЦАНИЯ КАРТИН ПЕРИОДА ВТОРОГО РУССКОГО АВАНГАРДА: ВКЛАД КОНТЕКСТА, ЭТИКЕТАЖА И ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ


Аннотация:

Исследования категории эстетического опыта в отечественной науке представлены в большей степени в философии, нежели в психологии. Содержание понятия эстетического опыта требует дополнительного осмысления и изучения с позиций психологической науки, так как он является неотъемлемой частью личности человека. Одной из фундаментальных концепций эстетического опыта является модель, предложенная X. Ледером и М. Надалем, согласно которой он образован когнитивным, эмоциональным и семантическим компонентами и зависит от контекста и социальной ситуации, в которой происходит восприятие арт-объекта. Данная концепция разрабатывалась для изучения эстетического современного искусства. Цель нашего исследования - выявить вклад контекста, этикетажа, интереса к искусству и пола респондента в эстетический опыт восприятия современного искусства у студенческой молодежи. Работа проводилась в период с 15 по 31 мая 2023 г. в Московском «Музее AZ». Стимульный материал - восемь женских портретов, написанных Анатолием Зверевым, отечественным художником эпохи второго русского авангарда. Мы использовали смешанный факторный план 2х2хЗх2, в котором независимыми переменными выступили контекст, знакомство с этикетажем, интерес к искусству, пол. Фактор знакомства с этикетажем является внутригрупповым (эстетический опыт оценивался до и после ознакомления), остальные - межгрупповыми. Зависимые переменные - эстетические эмоции и эстетические суждения. Выборку составили 89 студентов Московского института психоанализа в возрасте от 17 до 34 лет (М = 21,07; SD = 3,2), из них 44 женщины и 45 мужчин. В исследовании применялись следующие методики: Шкала эстетических эмоций И. Шиндлер и др. (в нашем переводе, а Кронбаха - 0,802), Опросник интереса к искусству X. Ледер, К-К., Карбон, А. Рипсас (в нашем переводе, а Кронбаха -0,881) и Невербальная методика оценивания эмоций А. Мехрабиан в апробации Ю.В. Красавцевой. Результаты исследования показали, что контекст восприятия произведения искусства и пол воспринимающего влияют на эмоциональный компонент эстетического опыта, а этикетаж и интерес к искусству - на когнитивный.

Авторы:

Шестова М.А.
Забелина М.Р.
Васильченко У.И.
Певнева А.В.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2024.-N 2.-С.124-138. Библ. 36 назв.
Просмотров: 3

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.133.145.17)
Яндекс.Метрика