![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе. Данная работа опирается на разрабатываемую авторами концептуальную модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования — выявить характер динамики ментальной регуляции психических состояний студентов от начального к завершающему этапу обучения в вузе. Основная гипотеза состоит в том, что в процессе обучения в вузе происходит развитие системы ментальной регуляции психических состояний студентов, что связано с включением ментальных структур (рефлексии, системы "Я", смысложизненных ориентаций) в выбор способов и приемов саморегуляции состояний. Исследование осуществлялось на начальном и завершающем этапах обучения студентов в повседневной и напряженной ситуациях учебной деятельности и охватывает временной диапазон 2019—2023 гг. Для целей исследования было отобрано 39 человек, обучающихся на I и IV курсах обучения. Для изучения психических состояний, способов и эффективности их саморегуляции были использованы известные валидные методики и специально разработанные анкеты. Ментальные структуры, а также регуляторные свойства личности изучались вне ситуаций учебной деятельности на I (в 2019 г.) и IV (в 2023 г.) курсах обучения. В результате исследования установлено, что независимо от ситуации учебной деятельности к старшему курсу обучения психические состояния приобретают большую устойчивость (равновесность), которая связана с эффективностью саморегуляции состояний. Динамические изменения ментальных структур от начального курса обучения к завершающему проявляются в увеличении интенсивности их проявлений по всем основным показателям. Установлено, что в обеих ситуациях у студентов в процессе обучения происходит увеличение включенности ментальных структур (прежде всего рефлексивных) и регуляторных свойств в управление психическими состояниями. В каждой ситуации учебной деятельности и на каждом этапе обучения выявлены ведущие структуры сознания, определяющие выбор способов саморегуляции, связанные с подструктурами психических состояний. Также установлено, что от начального курса обучения к завершающему происходит увеличение числа применяемых способов саморегуляции состояний и их взаимосвязей с ментальными структурами и регуляторными свойствами личности, что свидетельствует о развитии системы ментальной регуляции психических состояний студентов. Полученные результаты дополняют ранее выявленные данные и согласуются с разрабатываемой моделью структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний.
Авторы:
Прохоров А.О.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 3.-С.41-53. Библ. 34 назв.
Просмотров: 2