![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ИЗУЧЕНИЕ ЭЭГ-ХАРАКТЕРИСТИК ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ. НЕЙРОЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация:
В сравнительном нейроэстетическом исследовании в условиях естественного посещения моновыставки М.Врубеля (Русский музей, г. Санкт-Петербург) приняли участие 28 чел. (30—70 лет, 12 мужчин, 16 женщин; 10 художников и 18 нехудожников). Во время посещения экспозиции (-60 мин) у испытуемых регистрировали электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Испытуемые от 30 с до 3 мин рассматривали картины и серией нажатий на кнопку-отметчик (от 1 до 10) оценивали субъективную эстетическую "привлекательность" полотен. Были проанализированы: спектральная мощность в а1(8-10 Гц)-, а2(10-13 Гц)-, В1(13—18 Гц)-, В2(13—30 Гц)-диапазонах частот ЭЭГ при просмотре наиболее известных картин М. Врубеля ("Богатырь", "Царевна-Лебедь", "Лебедь", "Демон сидящий", "Демон летящий”, "Пан" и др.); и связанная с событиями синхронизация/десинхронизация ЭЭГ относительно субъективной эмоционально-эстетической оценки полотен художниками и нехудожниками. У художников наблюдались меньшие значения спектральной мощности в а1 (отведения F3, С3, Т4, Pz)- и а2 (F3, Fz, F4, С3, Cz, С4, Р3, Pz, Р4)-диапазонах частот в лобных, центральных и теменных областях. Также у художников были выявлены меньшие значения мощности в 2-диапазонах частот в лобных (F3, F4, С3) и большие — в затылочных (О1, О2 - В1, В2) и задневисочных областях (В2) коры при сравнении с группой испытуемых без специального художественного образования. Принятие решения о высокой эмоционально-эстетической привлекательности полотен у художников по сравнению с нехудожниками сопровождалось увеличением связанной с событием синхронизации ЭЭГ в полосе частот 11.5—27 Гц в лобных и центральных областях коры за 580—360 мс до обозначения ответа, тогда как низкая эмоционально-эстетическая оценка характеризовалась у художников большей десинхронизацией ЭЭГ по сравнению с нехудожниками в полосе частот 9—27 Гц, начинавшейся за 60 мс до начала обозначения ответа и длящейся до 440 мс после него в задневисочных и теменных областях. Различия в лобных зонах коры можно связать с большим вовлечением системы награды при восприятии эстетически приятных полотен, а различия в теменных и задневисочных зонах — с продолжающимся зрительным синтезом (более длительное зрительное внимание) при восприятии субъективно менее привлекательных картин у художников по сравнению с нехудожниками.
Авторы:
Шемякина Н.В.
Издание:
Физиология человека
Год издания: 2024
Объем: 17с.
Дополнительная информация: 2024.-N 4.-С.32-48. Библ. 71 назв.
Просмотров: 4