![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Оценка возрастных особенностей состояния водителей большегрузных машин на основе спектрального анализа ЭЭГ-ЭКГ и стресс-тестов при массовых профосмотрах
Аннотация:
Исследованы возрастные физиологические особенности водителей большегрузных машин угольных разрезов на основе спектрального анализа ЭЭГ-ЭКГ и стресс-тестов, имеющих прогностическое значение в профессиональной деятельности. Цель исследования — оценить функциональное состояние водителей большегрузных машин разных возрастных групп на основе комплексного спектрального анализа ЭЭГ-ЭКГ в условиях профосмотров. На профосмотре исследованы спектральные показатели ЭЭГ-ЭКГ у 300 водителей мужчин в возрасте от 25 до 66 лет. Регистрация ЭЭГ осуществлялась при размещении электродов в системе 10-20. Анализ ЭЭГ проводился с предварительным визуальным анализом с последующим удалением артефактов. Оценивался уровень представительства основного альфа-ритма и его пространственного распределения. Регистрация ЭКГ осуществлялась в первом отведении. Длительность регистрации ЭЭГ-ЭКГ около 15 минут в типичной последовательности стресс-тестов: исходного состояния, ритмической фотостимуляции, гипервентиляции с периодами восстановления. Спектральный анализ ЭЭГ-ЭКГ осуществлялся в автоматическом режиме на приборе Neurotravel (Италия). В исходных спектрах ЭЭГ найдена более низкая мощность альфа и дельта активность у водителей старшего возраста 45-66 лет, что способствовало кумулятивному эффекту стресс нагрузки. Световая стресс стимуляция значительно снижала альфа- и дельта-активность и повышала бета-активность ЭЭГ в обеих группах, при этом в старшей группе высокочастотный диапазон значительно превышал низкочастотный. Одновременно с изменениями ЭЭГ стресс фото-стимуляция увеличивала энергетику спектров ЭКГ во всех частотных диапазонах. Установлено появление дополнительных индикаторов состояния стресса при световой стимуляции у водителей старшей возрастной группы на основе показателей корреляции спектров ЭЭГ-ЭКГ (альфа/дельта) и отсутствие подобных изменений в группе молодых водителей 25-35 лет. Причем коэффициенты корреляции ЭЭГ-ЭКГ и их критические значения возрастали в группах с шагом в 6 лет с 35 до 65 лет. Водители старшего возраста на основе нейро-кардиодинамических показателей находились в состоянии хронического стресса и вытекающих рисков здоровья и профессиональной деятельности, а найденные физиологические механизмы стресса могут быть в основе способов его профилактики. Ограничения исследования. Исследование ограничено оценкой ЭЭГ- и ЭКГ-показателями у 300 водителей большегрузных машин. Этика. Исследование выполнено неинвазивными методами и одобрено биоэтическим комитетом НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, протокол № 5, § 1 от 26.12.2018 г., в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта» с поправками 2013 г. и «Правилами надлежащей клинической практики», утверждёнными приказом Минздрава России № 200н от 1 апреля 2016 г. Все обследуемые пациенты подписали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Авторы:
Флейшман А.Н.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2024
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2024.-N 10.-С.681-687. Библ. 23 назв.
Просмотров: 3