Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Зона ближайшего развития: эволюция понятия


Аннотация:

Основной замысел статьи — проследить траекторию развития и использования понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР) со времени его введения в концептуальный аппарат культурно-исторической психологии Л.С. Выготским по материалам работ отечественных психологов. Статья включает три раздела. Первый посвящен проблеме определения понятия ЗБР, в котором анализируются противоречия в представлениях самого автора понятия и трактовках понятия другими авторами. «Классическое определение» ЗБР дополняется идеями Л.С. Выготского, высказанными им в других работах. Два других раздела статьи посвящены изменениям методологических функций понятия на разных этапах его развития — от объяснительного принципа к предмету исследования и от предмета исследования к методологическому средству построения новых исследовательских предметов и новых практико-ориентированных технологий. Общая тенденция заключается в расширении областей применения понятия ЗБР, выходе использования понятия за рамки исходных задач объяснения и теоретического обоснования особой связи обучения и развития, за рамки проблем взаимодействия ребенка и взрослого. Особое внимание уделяется помогающей деятельности взрослого (учителя, психолога, родителя и др.): главный вопрос, как помогать, чтобы помощь способствовала развитию. Показано, что понятие ЗБР начинает использоваться в психотерапии и практике работы со взрослыми людьми с нарушениями развития, т.е. оно становится связующим звеном между образованием (обучение), развитием и психическим здоровьем.

Авторы:

Зарецкий В.К.

Издание: Культурно-историческая психология
Год издания: 2024
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2024.-N 3.-С.45-57. Библ. 42 назв.
Просмотров: 5

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика