![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности
Аннотация:
Представлены результаты исследования проблемы эмоционального выгорания среди учителей с разным стажем профессиональной деятельности. Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей с разным стажем профессиональной деятельности для научного обоснования психофизиологических мер коррекции функционального состояния и психологического статуса учителей. Для изучения феномена эмоционального выгорания было проведено исследование среди 60 учителей с использованием опросника эмоционального выгорания В.В. Бойко, методик профессионального выгорания К.Маслач и С.Джексона и начальной диагностики людей с проявлениями нестабильности нервно-психического характера В.Ю.Рыбникова. Педагоги были поделены на 2 группы. В первую группу вошли 30 женщин в возрасте от 30 до 40 лет с профессиональным стажем от 10 до 20 лет, а во вторую -— 30 женщин в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 20 до 30 лет. Полученные результаты обработаны с использованием статистического программного пакета «Статистика 17.0». Статистический анализ выявил значимые различия по шкалам эмоционального выгорания у учителей первой и второй групп. С использованием опросника В.В. Бойко у большинства опрашиваемых учителей определили развитие стадий профессионального выгорания. Фаза «напряжения» сформировалась у 13,4% учителей с трудовым стажем от 10 до 20 лет и у 40,0% — с опытом работы более 20 лет; стадия «резистентности» зарегистрирована у 20,0% учителей первой группы и у 40,0% — второй; фаза «истощения» была определена у 13,4% учителей со стажем работы более 20 лет. С применением методики К.Маслач и С.Джексона выявили степень проявления сторон профессиональной деформации. Высокий уровень эмоционального истощения встречался у 20,0% учителей со стажем трудовой деятельности от 10 до 20 лет и 60,0% учителей с опытом работы от 20 до 30 лет, деперсонализации у 26,7% учителей первой группы и 36,6% — второй, а редукции профессиональных достижений у 16,7% и 26,8% соответственно. Низкий уровень нервно-психической устойчивости (по методике В.Ю.Рыбникова) определили у 3,3% учителей со стажем работы от 10 до 20 лет и у 13,3% со стажем трудовой деятельности от 20 до 30 лет. Прослеживается взаимосвязь между рабочим стажем и эмоциональным выгоранием — увеличение стажа профессиональной деятельности ведёт к увеличению уровня сформированности эмоционального выгорания у учителей. Наличие эмоционального выгорания — серьёзная проблема в профессиональной деятельности педагогических работников, оказывающая влияние не только на эффективность их работы, но и на психологическое и физическое здоровье, на взаимоотношения с окружающими. Возникает острая необходимость в организации мероприятий по профилактике и коррекции профессионального выгорания учителей, проведение которых должно находить реализацию на двух уровнях — на уровне работы с педагогами и на уровне устранения факторов риска данной проблемы в самой образовательной организации.
Авторы:
Соколова Н.В.
Издание:
Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2024
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2024.-N 11.-С.763-769. Библ. 25 назв.
Просмотров: 3