Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности


Аннотация:

Представлены результаты исследования проблемы эмоционального выгорания среди учителей с разным стажем профессиональной деятельности. Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей с разным стажем профессиональной деятельности для научного обоснования психофизиологических мер коррекции функционального состояния и психологического статуса учителей. Для изучения феномена эмоционального выгорания было проведено исследование среди 60 учителей с использованием опросника эмоционального выгорания В.В. Бойко, методик профессионального выгорания К.Маслач и С.Джексона и начальной диагностики людей с проявлениями нестабильности нервно-психического характера В.Ю.Рыбникова. Педагоги были поделены на 2 группы. В первую группу вошли 30 женщин в возрасте от 30 до 40 лет с профессиональным стажем от 10 до 20 лет, а во вторую -— 30 женщин в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 20 до 30 лет. Полученные результаты обработаны с использованием статистического программного пакета «Статистика 17.0». Статистический анализ выявил значимые различия по шкалам эмоционального выгорания у учителей первой и второй групп. С использованием опросника В.В. Бойко у большинства опрашиваемых учителей определили развитие стадий профессионального выгорания. Фаза «напряжения» сформировалась у 13,4% учителей с трудовым стажем от 10 до 20 лет и у 40,0% — с опытом работы более 20 лет; стадия «резистентности» зарегистрирована у 20,0% учителей первой группы и у 40,0% — второй; фаза «истощения» была определена у 13,4% учителей со стажем работы более 20 лет. С применением методики К.Маслач и С.Джексона выявили степень проявления сторон профессиональной деформации. Высокий уровень эмоционального истощения встречался у 20,0% учителей со стажем трудовой деятельности от 10 до 20 лет и 60,0% учителей с опытом работы от 20 до 30 лет, деперсонализации у 26,7% учителей первой группы и 36,6% — второй, а редукции профессиональных достижений у 16,7% и 26,8% соответственно. Низкий уровень нервно-психической устойчивости (по методике В.Ю.Рыбникова) определили у 3,3% учителей со стажем работы от 10 до 20 лет и у 13,3% со стажем трудовой деятельности от 20 до 30 лет. Прослеживается взаимосвязь между рабочим стажем и эмоциональным выгоранием — увеличение стажа профессиональной деятельности ведёт к увеличению уровня сформированности эмоционального выгорания у учителей. Наличие эмоционального выгорания — серьёзная проблема в профессиональной деятельности педагогических работников, оказывающая влияние не только на эффективность их работы, но и на психологическое и физическое здоровье, на взаимоотношения с окружающими. Возникает острая необходимость в организации мероприятий по профилактике и коррекции профессионального выгорания учителей, проведение которых должно находить реализацию на двух уровнях — на уровне работы с педагогами и на уровне устранения факторов риска данной проблемы в самой образовательной организации.

Авторы:

Соколова Н.В.
Скоблина Н.А.
Кувшинова Н.М.
Попов М.В.
Харченко В.Н.

Издание: Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2024
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2024.-N 11.-С.763-769. Библ. 25 назв.
Просмотров: 3

Рубрики
Ключевые слова
анализ
взаимоотношения
взаимосвязи
влияние
воздействие
возраст
вредностей
второй
выгорание
высокий
групп
деперсонализация
деформации
деятельности
джексона
диагностика
достижение
женщин
здоровья
изучение
использование
исследование
истощение
коррекция
лет
людей
масла
мероприятия
методика
научной
начальный
необходимости
нервная
нервно-психической
нестабильности
низкие
обоснование
образов
оказывающие
окружающая
определения
опросник
опустошенность
организации
особенности
острая
охрана
педагог
педагогика
педагогический
первая
применение
проблема
проведение
проведения
программного
профессиональная
профессиональных
профилактика
проявление
психологическая
психофизиологическая
работа
работник
рабочая
развитие
реакции
реализация
редукция
результата
риск
риска
рыбные
состояние
стадии
стаж
статистические
статистический
статус
степени
стрессовые
трудовая
увеличение
уровень
уровни
устойчивости
учитель
фактор
факторы
феномен
физическое
функциональная
характер
шкала
эмоции
эмоциональный
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика