![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Роль образовательных программ в терапии бронхиальной астмы у школьников Чеченской Республики
Аннотация:
Обоснование. Главной составляющей лечения бронхиальной астмы является достижение полного контроля над заболеванием. Цель исследования — изучить роль образовательных программ в терапии бронхиальной acтмы у школьников Чеченской Республики. Методы. Образовательные программы включали в себя групповые и индивидуальные занятия, которые проводились в аллергошколе специализированного отделения аллергологии и иммунологии Республиканской детской клинической больницы им. E.?. Глинки врачом аллергологом-иммунологом. Образовательные встречи проводились 1 раз в неделю в течение 2 мес, их продолжительность составляла 1-1,5 ч. Исходно и каждые 3 мес в течение одного года проводилась оценка контроля над астмой по результатам ACT-?ec?a, количества посещений врача неотложной помощи, госпитализаций, приступов затрудненного дыхания, купированных в домашних условиях, пропущенных дней в школе, использования системных глюкокортикоидов, показателей функции внешнего дыхания (ФВД), уровня оксида азота в выдыхаемом воздухе. Испытуемые были разделены на две группы: A — проходившие обучение и B — не участвовавшие в образовательных программах. Обследуемые были представлены двумя возрастными подгруппами: группа IA — 7-8 лет (n = 24), группа IIA — 13-14 лет (n = 13). Контрольную группу составили 37 детей, не проходившие обучения в аллергошколе, наблюдавшиеся амбулаторно у аллерголога-иммунолога: группа IB — 7-8 лет (n = 23), группа IIB — 13-14 лет (n = 14). Результаты. Через 3 мес после проведенных образовательных мероприятий отсутствие контроля над бронхиальной астмой по результатам ACT-тестa отмечено только у 10,8% (4) пациентов, тогда как в группе сравнения — у 59,5% (22). Исследование ФВД зафиксировало рост показателя объема форсированного выдоха за 1-ю секунду у детей, посещавших аллергошколу (p < 0,05). Сравнительный анализ частоты посещений кабинета неотложной помощи, госпитализаций выявил снижение исследуемых показателей в группах IA и IIA (p < 0,05). Количество пропущенных дней в школе из-за бронхиальной астмы было значительно меньшеудетей после образовательных мероприятий — 16,1% (6) и составило менее 14. Приступы затрудненного дыхания в течение 12 мес встречались только у 18,9% (7) пациентов и были купированы самостоятельно, частота их составила от 1 до 3, а использования системных глюкокортикоидов при купировании приступа среди детей, посещавших аллергошколу, зарегистрировано не было. Заключение. Таким образом, наше исследование подтвердило высокую значимость в лечении бронхиальной астмы образовательных программ, которые являются дополнительным инструментом для достижения контроля над заболеванием и позволяют своевременно предотвратить его прогрессирование.
Авторы:
Ибишева А.Х.
Издание:
Педиатрическая фармакология
Год издания: 2024
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2024.-N 5.-С.408-416. Библ. 18 назв.
Просмотров: 4