![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ДВА КОГНИТИВНЫХ СТИЛЯ И ФУНКЦИИ МЕСТОИМЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация:
Вопрос о механизмах формировании когнитивных стилей и стратегии раннего освоения языка остается дискуссионным как в психологии, так и в лингвистике. В данном исследовании внимание фокусируется на таком критерии стилевых различий, проявляющемся на этапе начального овладения языком, как успешность освоения местоимений. Поскольку их отличием от полнозначных лексем является обусловленность значения ситуационным контекстом речевого акта, для выявления механизмов, с помощью которых формируются когнитивные стили, перспективно исследование причин и способов освоения местоимений носителями когнитивного стиля, опирающегося на контекст и эмпирическое знание. В статье впервые рассматриваются стилевые различия в использовании дошкольниками не только личных, но также указательных и определительных местоимений, которые в русском языке в высказывании могут занимать субстантивную позицию, замещая существительное, что и обнаружено в спонтанной речи детей, реализующих экспрессивную (прономинальную, холистическую) стратегию освоения языка. Результаты эмпирического исследования порождения нарративов дошкольниками подтвердили наличие количественных и качественных стилевых межгрупповых различий в использовании указательных, определительных и личных местоимений. Указательные местоимения, восходящие в онтогенезе к указательному жесту, позволяют носителям холистического когнитивного стиля осуществлять контекстно обусловленную коммуникацию, вовлекая в структуру высказывания объекты, присутствующие в экстралингвистической ситуации. Напротив, личные местоимения первого лица в составе нарратива маркируют присутствие автора в событийном контексте и превращают развертывание текста в проживание реального события. Прорыв сквозь границы текста и контекста на основе использования потенциала местоимений русского языка оказывается ключевым маркером и механизмом реализации холистического стиля, преодолевающего ограничения вербальных абстрактных систем, поддерживая и верифицируя связь языковых конструктов с реальностью.
Авторы:
Сизова О.Б.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2024.-N 4.-С.112-120. Библ. 16 назв.
Просмотров: 3