Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Характеристики личности незнакомого человека в оценках наблюдателей с разным педагогическим опытом


Аннотация:

Представленное в статье исследование посвящено проблеме умений педагога воспринимать и оценивать личность учащегося. Его участниками были педагоги с разным профессиональным опытом (1—4 года; 5 лет и выше) и контрольная группа испытуемых без педагогического опыта. В качестве стимульного материала использовались видеозаписи поведения шести натурщиков (трех женщин и трех мужчин), проходящих собеседование. Из полученных видеозаписей выделялись фрагменты длительностью 1 мин., содержащие речь натурщика и его ответы на вопросы интервьюера. Звуковая дорожка в видеофрагментах была удалена. Участники (без педагогического опыта и с педагогическим опытом) оценивали натурщиков по специально разработанному семантическому дифференциалу, содержащему 25 шкал. Шкалы описывают различные аспекты личности, связанные с саморегуляцией, организационными и коммуникативными способностями, эмпатией и др. Предварительно была произведена самооценка участников по тем же шкалам семантического дифференциала. Далее участникам предлагалось по десятибалльной шкале оценить успешность своей текущей (или дать прогноз возможной) профессиональной деятельности как педагога в образовательных учреждениях разного уровня — в средней школе, в колледже и в вузе. Прогноз возможной педагогической деятельности выполнялся и по отношению к оцениваемым натурщикам. Результаты исследования во всех группах испытуемых, независимо от опыта педагогической деятельности, говорят о том, что средние профили оценок по шкалам значимо не различаются. Метод семантических универсалий позволил выделить характеристики каждого из натурщиков, одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы испытуемых. Наборы семантических универсалий варьируют в зависимости от конкретного натурщика, но при этом участники с разным профессиональным опытом выделяют разные наборы характеристик натурщиков. Вместе с тем ряд характеристик стабильно выделяется в оценках натурщиков всеми группами испытуемых. Получена сходная факторная структура, содержащая по четыре общих фактора: фактор 1 «отзывчивость», фактор 2 «дисциплинированность», фактор 3 «активность» и фактор 4 «стрессоустойчивость», т.е. можно говорить о том, что восприятие незнакомого натурщика всеми испытуемыми происходит с опорой на одни и те же латентные переменные. Однако фактор 4 «стрессоустойчивость» имеет наибольший вес в группе педагогов с большим педагогическим опытом (5 лет и более).

Авторы:

Королькова О.А.
Хозе Е.Г.
Лупенко Е.А.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2024
Объем: 16с.
Дополнительная информация: 2024.-N 6.-С.205-220. Библ. 37 назв.
Просмотров: 2

Рубрики
Ключевые слова
аспекты
болеющие
большая
варьирующая
вес
видео
видеозапись
вопрос
восприятие
года
групп
даль
деятельности
дифференциал
длительность
дорожки
женщин
зависимости
звуковая
исследование
качеств
качества
ключ
колледжи
коммуникативные
коммуникации
коммуникация
конкретный
контрольная
латентная
лет
личности
материал
метод
мужчин
наборы
наибольшая
натура
невербальное
независимые
образовательных
общие
одного
опыт
организационная
ответ
отношение
оценка
оценок
педагог
педагогика
педагогический
первая
переменным
поведение
поза
пола
предварительной
проблема
прогноз
профессиональная
профиль
проход
различие
различный
разным
результата
речи
ряда
самооценка
саморегуляции
связанные
семантический
слова
содержащая
специального
способности
среднего
стабильная
статьи
стимула
структур
умения
уровни
участники
учащихся
учреждение
фактор
факторный
фрагмент
характеристика
человек
четыре
шесть
шкала
школа
эмпатия
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.32.153)
Яндекс.Метрика