![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Как обеспечить безопасные условия труда работникам сферы здравоохранения. Проблемы и пути их решения
Аннотация:
Технологии управления персоналом. B статье - опыт многопрофильной Краевой клинической больницы по улучшению системы безопасности условий труда медработников. Средняя численность сотрудников больницы за 2024 год - почти четыре тысячи человек. Руководитель отдела охраны труда ККБ Марина Вершинская, которая стала финалисткой профессионального конкурса от Минтруда в прошлом году, рассказала, какие неочевидные ошибки допускают медорганизации и как их поправить. Можете поделиться опытом ККБ с сотрудниками отдела охраны труда в вашей клинике. Памятки для сотрудников прилагаются. Проблема 1. Частое изменение законодательства и обновление бумажной нормативной документации По закону работодатель обязан вести перечень нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда, а работники должны иметь доступ к актуальным редакциям нормативной документации (ст. 214 TK). Однако законодательство часто меняется, а реестр с нормативными документами в бумажном виде неудобно обновлять. Решение. Так как закон не предписывает, в каком формате необходимо вести реестр, мы перешли на электронный вариант - в Excel. Мы применяем обширный перечень нормативно-правовых актов по охране труда.Это федеральные законы, постановления Правительства и Роспотребнадзора, приказы министерств. За основу берем раздел 10 главы 33 TK. B приложении 1 - перечень некоторых законодательных актов, которые используют специалисты по охране труда в Краевой клинической больнице (далее - ККБ). Полный перечень найдете в электронной версии журнала. Проблема 2. Руководители подразделений не понимают, почему они должны разрабатывать инструкции по охране труда. Главы подразделений могут думать, что они не должны участвовать в составлении инструкций для сотрудников. При этом специалисты по охране труда должны оказывать методическую помощь руководителям при разработке локальных документов (профессиональный стандарт «Специалиста в области охраны труда», утвержден приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н). Например, предварительно создавать шаблоны с подробными требованиями к инструкциям. Решение. Мы объяснили руководителям подразделений, что никто не знает, как выполнить задачу безопасно, лучше человека, который видит процесс изнутри. Тем более за безопасное выполнение работ отвечает и несет ответственность сам руководитель структурного подразделения. Совместными усилиями создали инструкции по разным видам работ. Мы рекомендуем вести реестр инструкций по охране труда, чтобы их структурировать в случае изменений законодательства. Это поможет отслеживать статус документов и понимать, сколько документов готово, сколько еще необходимо и сколько в работе. Контролировать, как сотрудники выполняют инструкции, должны непосредственные руководители, то есть заведующие отделениями и начальники отделов, отдел охраны труда и руководители больницы. Мы, отдел охраны труда, проводим аудиторские проверки по чек-листам: анализируем ведение документации по охране труда. Фрагмент нашего внутреннего чек-листа по требованиям к документации для структурных подразделений больницы смотрите в приложе- . нии 2. Полную версию найдете в электронной версии журнала. Проблема 3. Руководители клиник не могут оценить, с какой вероятностью произойдут инциденты Руководители клиник сталкиваются с трудностями при оценке того, с какой вероятностью произойдут инциденты в сфере охраны труда. Bo многих медорганизациях не налажена система прогнозирования и анализа инцидентов, а также нет ответственных, которые бы занимались разбором нежелательных событий. Решение. Чтобы прогнозировать инциденты, мы оцениваем профессиональные риски (далее - профриски). Процедура также помогает определить меры корректировки, которые сократят последствия несчастных случаев или снизят вероятность их возникновения. Для оценки профрисков мы применяем матричный метод 5х5. Такой подход позволяет оценить значение риска - вероятность наступления опасного события и степень его тяжести. Цифровое значение риска получаем, когда перемножаем цифровые составляющие тяжести опасного события (от 1 до 5) на вероятность наступления опасного события (от 1 до 5). Формула выглядит так: риск = T ? В.У нас действует рабочая группа по оценке и управлению профрисками. Состав рабочей группы - в памятке ниже. Мы разработали стандарт учреждения для рабочей группы - она знакомится с чек-листом, условиями труда, технологиями, по которым выполняют операции. Затем группа проводит оценку профрисков в соответствии с СТУ. При необходимости она выходит в структурное подразделение для изучения рабочих процессов. Необходимо ознакомить работников с картой оценки профриска. Расскажите, при каких технологических операциях и функциональных обязанностях уровни риска наиболее высоки. Образец материала по рискам для сотрудников от ККБ - на рисунке 1. Чек-лист идентификации опасностей для оценки профрисков на рабочих местах - в приложении 3. Как оцениваем профриски матричным методом, показали в приложении 4. Ведите реестр оценки профессиональных рисков, указывайте там структурное подразделение, дату утверждения, плановый срок проверки, среднее значение оценки уровня риска и самого уровня риска. Как выглядит такой реестр в ККБ, смотрите на рисунке 2. Проблема 4. Методика, по которой устанавливают причину несчастного случая, не всегда точна. При расследовании несчастного случая комиссия не всегда может точно установить его основную причину. От того, правильную ли причину выявили, зависит разработка мероприятий по устранению и предотвращению повтора нежелательного события. Решение. Помимо расследования несчастных случаев и установления их причин в соответствии с требованиями законодательства, мы дополнительно ищем причины несчастных случаев по системе вопросов «Пять почему». Каждый последующий вопрос задаем исходя из ответов на предыдущий. Рассмотрим на примере из практики, как работает система.B памятке показали, как задавали вопросы по системе «Пять почему», когда разбирали инцидент с медбратом M. B результате разбора несчастного случая мы разработали порядок оказания медпомощи и запретили фиксировать тела пациентов в опасной зоне перемещения движущихся частей рентген-аппарата. Мы провели и другие мероприятия по устранению причин несчастного случая. Например, мы обучили персонал приемного отделения требованиям охраны труда, а затем проверили их знания. Также провели внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте для работников приемного отделения и отделения лучевой диагностики. Памятка. Как выявили причину несчастного случая с помощью системы «Пять почему». -Почему произошел несчастный случай? Ответ: Потому что медбрат M. находился в опасной зоне перемещения движущихся деталей рентген-аппарата. - Почему медбрат M. находился в опасной зоне перемещения движущихся детале( рентген-аппарата? Ответ: Потому что была необходимость фиксации пациента в психомоторном возбуждении, а медицинский брат не знал, как действовать в данной ситуации. -Почему медбрат M. не знал, как действовать в данной ситуации? Ответ: Потому что отсутствовал порядок проведения исследований пациентов в психомоторном возбуждении. Проблема 5. B нормативных актах по СИЗ отсутствует четкая регламентация. Отсутствует четкая регламентация в нормативных актах, которые регулируют, какие СИЗ должны быть у медработников. Путаница в терминологии, а также особые требований к одежде и обуви медицинских работников существенно усложняют работу специалистам. Решение. Специалистам по охране труда необходимо разработать нормы выдачи СИЗ в соответствии с действующим законодательством. C января действует приказ Минтруда от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», на основании которого в том числе медработников обеспечивают СИЗ. Bce СИЗ должны не только удовлетворять актуальным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и быть с сертификатами или декларациями о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза TP 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 № 878). B памятке -основные требования к СИЗ. Памятка. Состав рабочей группы по оценке и управлению профрисками. - Руководитель и специалисты отдела охраны труда. - Представитель профсоюзного комитета. - Юрисконсульт юридического отдела. -Инженер по пожарной безопасности. - Главный инженер. - Руководитель структурного подразделения.
Авторы:
Вершинская М.
Издание:
Здравоохранение
Год издания: 2025
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.82-86. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0