Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Как обеспечить безопасные условия труда работникам сферы здравоохранения. Проблемы и пути их решения


Аннотация:

Технологии управления персоналом. B статье - опыт многопрофильной Краевой клинической больницы по улучшению системы безопасности условий труда медработников. Средняя численность сотрудников больницы за 2024 год - почти четыре тысячи человек. Руководитель отдела охраны труда ККБ Марина Вершинская, которая стала финалисткой профессионального конкурса от Минтруда в прошлом году, рассказала, какие неочевидные ошибки допускают медорганизации и как их поправить. Можете поделиться опытом ККБ с сотрудниками отдела охраны труда в вашей клинике. Памятки для сотрудников прилагаются. Проблема 1. Частое изменение законодательства и обновление бумажной нормативной документации По закону работодатель обязан вести перечень нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда, а работники должны иметь доступ к актуальным редакциям нормативной документации (ст. 214 TK). Однако законодательство часто меняется, а реестр с нормативными документами в бумажном виде неудобно обновлять. Решение. Так как закон не предписывает, в каком формате необходимо вести реестр, мы перешли на электронный вариант - в Excel. Мы применяем обширный перечень нормативно-правовых актов по охране труда.Это федеральные законы, постановления Правительства и Роспотребнадзора, приказы министерств. За основу берем раздел 10 главы 33 TK. B приложении 1 - перечень некоторых законодательных актов, которые используют специалисты по охране труда в Краевой клинической больнице (далее - ККБ). Полный перечень найдете в электронной версии журнала. Проблема 2. Руководители подразделений не понимают, почему они должны разрабатывать инструкции по охране труда. Главы подразделений могут думать, что они не должны участвовать в составлении инструкций для сотрудников. При этом специалисты по охране труда должны оказывать методическую помощь руководителям при разработке локальных документов (профессиональный стандарт «Специалиста в области охраны труда», утвержден приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н). Например, предварительно создавать шаблоны с подробными требованиями к инструкциям. Решение. Мы объяснили руководителям подразделений, что никто не знает, как выполнить задачу безопасно, лучше человека, который видит процесс изнутри. Тем более за безопасное выполнение работ отвечает и несет ответственность сам руководитель структурного подразделения. Совместными усилиями создали инструкции по разным видам работ. Мы рекомендуем вести реестр инструкций по охране труда, чтобы их структурировать в случае изменений законодательства. Это поможет отслеживать статус документов и понимать, сколько документов готово, сколько еще необходимо и сколько в работе. Контролировать, как сотрудники выполняют инструкции, должны непосредственные руководители, то есть заведующие отделениями и начальники отделов, отдел охраны труда и руководители больницы. Мы, отдел охраны труда, проводим аудиторские проверки по чек-листам: анализируем ведение документации по охране труда. Фрагмент нашего внутреннего чек-листа по требованиям к документации для структурных подразделений больницы смотрите в приложе- . нии 2. Полную версию найдете в электронной версии журнала. Проблема 3. Руководители клиник не могут оценить, с какой вероятностью произойдут инциденты Руководители клиник сталкиваются с трудностями при оценке того, с какой вероятностью произойдут инциденты в сфере охраны труда. Bo многих медорганизациях не налажена система прогнозирования и анализа инцидентов, а также нет ответственных, которые бы занимались разбором нежелательных событий. Решение. Чтобы прогнозировать инциденты, мы оцениваем профессиональные риски (далее - профриски). Процедура также помогает определить меры корректировки, которые сократят последствия несчастных случаев или снизят вероятность их возникновения. Для оценки профрисков мы применяем матричный метод 5х5. Такой подход позволяет оценить значение риска - вероятность наступления опасного события и степень его тяжести. Цифровое значение риска получаем, когда перемножаем цифровые составляющие тяжести опасного события (от 1 до 5) на вероятность наступления опасного события (от 1 до 5). Формула выглядит так: риск = T ? В.У нас действует рабочая группа по оценке и управлению профрисками. Состав рабочей группы - в памятке ниже. Мы разработали стандарт учреждения для рабочей группы - она знакомится с чек-листом, условиями труда, технологиями, по которым выполняют операции. Затем группа проводит оценку профрисков в соответствии с СТУ. При необходимости она выходит в структурное подразделение для изучения рабочих процессов. Необходимо ознакомить работников с картой оценки профриска. Расскажите, при каких технологических операциях и функциональных обязанностях уровни риска наиболее высоки. Образец материала по рискам для сотрудников от ККБ - на рисунке 1. Чек-лист идентификации опасностей для оценки профрисков на рабочих местах - в приложении 3. Как оцениваем профриски матричным методом, показали в приложении 4. Ведите реестр оценки профессиональных рисков, указывайте там структурное подразделение, дату утверждения, плановый срок проверки, среднее значение оценки уровня риска и самого уровня риска. Как выглядит такой реестр в ККБ, смотрите на рисунке 2. Проблема 4. Методика, по которой устанавливают причину несчастного случая, не всегда точна. При расследовании несчастного случая комиссия не всегда может точно установить его основную причину. От того, правильную ли причину выявили, зависит разработка мероприятий по устранению и предотвращению повтора нежелательного события. Решение. Помимо расследования несчастных случаев и установления их причин в соответствии с требованиями законодательства, мы дополнительно ищем причины несчастных случаев по системе вопросов «Пять почему». Каждый последующий вопрос задаем исходя из ответов на предыдущий. Рассмотрим на примере из практики, как работает система.B памятке показали, как задавали вопросы по системе «Пять почему», когда разбирали инцидент с медбратом M. B результате разбора несчастного случая мы разработали порядок оказания медпомощи и запретили фиксировать тела пациентов в опасной зоне перемещения движущихся частей рентген-аппарата. Мы провели и другие мероприятия по устранению причин несчастного случая. Например, мы обучили персонал приемного отделения требованиям охраны труда, а затем проверили их знания. Также провели внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте для работников приемного отделения и отделения лучевой диагностики. Памятка. Как выявили причину несчастного случая с помощью системы «Пять почему». -Почему произошел несчастный случай? Ответ: Потому что медбрат M. находился в опасной зоне перемещения движущихся деталей рентген-аппарата. - Почему медбрат M. находился в опасной зоне перемещения движущихся детале( рентген-аппарата? Ответ: Потому что была необходимость фиксации пациента в психомоторном возбуждении, а медицинский брат не знал, как действовать в данной ситуации. -Почему медбрат M. не знал, как действовать в данной ситуации? Ответ: Потому что отсутствовал порядок проведения исследований пациентов в психомоторном возбуждении. Проблема 5. B нормативных актах по СИЗ отсутствует четкая регламентация. Отсутствует четкая регламентация в нормативных актах, которые регулируют, какие СИЗ должны быть у медработников. Путаница в терминологии, а также особые требований к одежде и обуви медицинских работников существенно усложняют работу специалистам. Решение. Специалистам по охране труда необходимо разработать нормы выдачи СИЗ в соответствии с действующим законодательством. C января действует приказ Минтруда от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», на основании которого в том числе медработников обеспечивают СИЗ. Bce СИЗ должны не только удовлетворять актуальным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и быть с сертификатами или декларациями о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза TP 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 № 878). B памятке -основные требования к СИЗ. Памятка. Состав рабочей группы по оценке и управлению профрисками. - Руководитель и специалисты отдела охраны труда. - Представитель профсоюзного комитета. - Юрисконсульт юридического отдела. -Инженер по пожарной безопасности. - Главный инженер. - Руководитель структурного подразделения.

Авторы:

Вершинская М.

Издание: Здравоохранение
Год издания: 2025
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.82-86. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
excel
акты
анализ
аудит
безопасности
безопасность
болеющие
больница
братья
бумажные
бытовые
вариантные
ведение
вероятности
веса
внутренняя
возбуждение
возникновения
вопрос
выдача
выполнение
высокий
выходного
главные
годовые
готовность
групп
даль
данных
действия
действующие
декларация
детям
диагностика
документация
документы
дополнительные
доступ
другого
дума
евра
единый
журнал
задач
закон
законодательный
законодательство
защита
здравоохранение
здравоохранения
знаков
знание
значению
зоны
идентификации
изменение
изучение
индивидуального
инженерия
инструкции
инцидент
исследование
исход
карто
клиники
клиническая
комиссии
комиссия
комитет
конкурс
контроль
коры
краевая
локальная
лучевая
марин
материал
матричные
медбратья
медицинская
медовый
медорганизация
медработник
мероприятия
меры
места
место
метод
методика
методические
министерство
многопрофильных
наступления
начальный
нежелательная
необходимости
неочевидной
непосредственные
несчастные
нормативная
нормы
нужд
областей
образец
обуви
обширные
обязанности
одежда
одного
оказание
опасности
опасные
операции
опыт
основа
основание
основной
особый
ответ
ответственности
отдел
отделение
охрана
оценка
ошибки
памяти
памятка
пациент
перемещение
перечень
персонал
плановый
повтор
подразделений
подход
пожарные
поза
пола
полная
помощи
порядок
послед
последствие
постановление
потомки
правильная
правительство
практика
предварительной
представители
приемное
приказы
причина
проблема
проведение
проверки
проводимая
прогноз
прогнозирование
профессиональная
профсоюзы
процедура
процесс
психомоторная
путем
пути
работа
работник
работодатель
рабочая
рабочей
разбор
развитие
раздел
разным
разработка
рассказы
расследование
регламентация
регуляция
результата
рентген
решение
решения
риск
риска
рисунок
роспотребнадзор
руководителей
санитарная
сертификат
систем
системы
ситуации
случаев
смыв
события
совместного
соответствие
состав
составление
сотрудников
специалистов
специалисты
среднего
средств
сроки
стандартам
статус
статьи
степени
структур
структурная
сфера
таможенный
тела
терминология
техническая
технологический
технология
типов
точная
требования
труда
трудности
тяжести
указ
управление
уровни
условия
утверждение
участники
учреждение
федеральная
фиксации
формула
фрагмент
функциональная
цифровая
цифровые
частей
часы
чек-лист
человек
четыре
численность
число
электронная
электронный
юридические
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.3.246)
Яндекс.Метрика