Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Формирование навыка осознанности клиента как универсальная техника в практике психотерапии разных направлений


Аннотация:

Работа посвящена анализу феноменов осознавания в психотерапии и роль формирования навыка осознанности у клиента как основы и условия успешности терапии в рамках разных психотерапевтических направлений. Процесс формирования осознанности клиента может служить универсальным принципом психотерапии любого направления и объединяющим звеном в реализации интегративной психотерапии. В практике современной психотерапии психотерапевт все чаще выходит за рамки какой-либо одной психотерапевтической системы, формируя «техническую эклектику» - объединения техник из разных направлений в ходе одной сессии. Несмотря на принадлежность психотерапевтов различным школам, они применяют стандартные приемы формирования психотерапевтического альянса: установление раппорта, эмпатию, выспрашивание, слушание и пр. Однако представляется, что интеграция подходов идет не только на формально-техническом уровне, общим для всех форм терапии, но и на более глубинном, содержательном уровне и тоже общим для разных подходов - на феномене осознавания клиентом собственных неэффективных стратегий, состояний «здесь и теперь» и др. Цель: анализ места практик формирования осознанности у клиента психотерапии в ряде наиболее популярных психотерапевтических направлений. Метод. Обсервационное исследование психотерапевтических практик на предмет поиска общих подходов к развитию осознанности. Результаты. Осознанность - это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Феномен осознанности парадоксален: большую часть времени человек не рефлексирует собственные состояния и поведение, действует в соответствии со стереотипами и автоматизмами, «отключающими» сознание. Навык осознанности дается человеку непросто: сознание, направляя луч внимания на собственные состояния, натыкается на сопротивление. Развитие навыка осознанности становится предметом психотерапевтической проработки, целью которой клиент научается овладевать навыком рефлексивного мышления. Анализ массива приемов развития осознанности позволяет свести все их многообразие к трем основным факторам: тренировке внутреннего созерцания на предмет обнаружения и фиксации внутренних состояний, их идентификации и поиска причин, их вызвавших. На этих факторах основаны три приема, обучение которым происходит в три стадии. Первая стадия: обучение рефлексии. Клиент учится интроспекции, а также восприятию сенсорных сигналов. Вторая стадия: идентификация ощущения, переживания и мысли. Основная трудность в том, что большинство людей не может ответить на вопрос какую эмоцию, переживание или чувство они испытывают, поэтому на этой стадии клиент обучается семантике эмоций и переживаний. Третья стадия: обучение обнаружению источников и причин переживания и источников мысли. Наблюдения показывают, что сформированного в течение одного-двух сеансов навыка осознания в ряде несложных случаев бывает достаточно клиенту для того, чтобы он мог справляться с собственными переживаниями, навязчивыми мыслями, тревогой и сожалением. Навык осознанности сам по себе терапевтичен, имеет эффект «мини-когнитивно-поведенческой самотерапии» и служит основой для успешного продвижения терапии на всех этапах, делая ее эффективнее и сокращая ее сроки. Заключение. «Золотой стандарт» техник, применяемых в каждом направлении психотерапии (раппорт, эмпатия, слушание и другие), можно дополнить формированием у клиента навыка осознанности. Развитая осознанность - начальное условие эффективного продвижения в терапии. Если клиент компетентен в вопросах собственного состояния ума и эмоций, понимает в каждый момент времени, что с ним происходит, то это способствует сокращению сроков терапии, эффективному совладению со своими непродуктивными эмоциями, когнициями и поведенческими импульсами.

Авторы:

Чемеков В.П.

Издание: Психическое здоровье
Год издания: 2025
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.27-34. Библ. 17 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
автоматизм
анализ
большая
внимание
внутренняя
восприятие
временная
выходного
глубины
действия
деятельности
другого
здоровье
идентификации
импульсов
интегративная
интегративный
интеграция
исследование
источник
клиент
людей
метод
мышление
наблюдение
навыкам
навязчиво
направлениях
начальный
обнаружение
обучение
объединение
одного
основания
основной
осознание
ощущение
парадокс
переживания
поведение
поведенческая
подход
практика
прием
принадлежности
принцип
причина
продвижение
психическое
психотерапевтические
психотерапия
работа
развитие
развития
реализация
результата
рефлекс
роль
семантика
сенсорная
сессии
сигнал
систем
случаев
собственно
собственные
современная
сознание
сокращение
сокращений
соответствие
сопротивление
состояние
способности
стадии
стандартам
стандартные
стереотип
стратегия
терапия
техника
течения
тревога
тренировка
трудности
универсальное
уровни
условия
фактор
феномен
фиксации
формальный
формирование
цель
часть
человек
чувство
школа
эклектизм
эклектика
эмоции
эмпатия
этап
эффект
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.229.228)
Яндекс.Метрика