![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРАКТИКИ ЛИДЕРСТВА В ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ: СЕТЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЯМИ
Аннотация:
Рассматриваются практики лидерства в социальных сетях интернета с привлечением современной «сетевой науки» (“Network Science"). Сетевая стратегия лидерства, утверждает автор, - это стратегия взаимодействия с самовозрастающей сложностью и неопределенностью интернет-коммуникации. Следующее утверждение, которое он берется защищать, заключается в том, что «гегемонный дискурс» осуществляется не исключением из сетей, а введением правил включения (М. Кастельс). Онлайн-коммуникация протекает через личностно-техно-сетевое взаимодействие, обретая тем самым признаки ассамбляжа (М. Деланда). Под ассамбляжем в данном случае подразумевается гетерогенная сетевая сборка, образующаяся из людей (трендсеттеров и пользователей), информационных объектов (массива цифровых данных), технических устройств, а также разного рода установок и влияний личностного характера. Роль сетевых лидеров отчетливо проявляется в обозначенном «ассамбляжном эффекте», позволяющему включенному в него актору изменять свою прежде устойчивую приверженность к социальным группам с их иерархиями, социальными, этническими и психологическими предпочтениями. Непрогнозируемый рост модусов свободы и неопределенности в сетях интернет-коммуникации амбивалентен. С одной стороны, он является источником многочисленных социальных рисков и угроз, с другой - для лидеров, способных включаться в работу на условиях нарастающей сетевой сложностности, неопределенность может стать «продуктивной вещью и ценным ресурсом» (Д.А. Леонтьев). Преимущество в данной ситуации принадлежит лидерам, которые подбирают ключи к будущему, используя стратегию преадаптации (А.Г. Асмолов). Таким образом, исследование практик лидерства в онлайн-коммуникации представляет собой улицу с двусторонним движением. В одном направлении движение исследовательской мысли идет от личностных и социально-психологических факторов и установок лидеров мнений в сторону коллективных и массовых эффектов офлайн-коммуникации, а в другом, противоположном, направлении - от системных факторов онлайн-коммуникации (сложностности, скорости смены правил игры, «ассамбляжных эффектов» и др.) к их реальному проявлению в групповых и индивидуальных действиях и поступках людей.
Авторы:
Ивахненко Е.Н.
Издание:
Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2024.-N 5.-С.16-25. Библ. 18 назв.
Просмотров: 3