Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ (к 100-летию со дня рождения В.Э.Чудновского)


Аннотация:

Представлен обзор результатов профессиональной деятельности и основных публикаций Вилена Эммануиловича Чудновского (1924-2016) - доктора психологических наук, основоположника отечественных исследований по проблемам психологии смысла жизни, проводившихся в 1990-2020-е гг. Показана роль Психологического института и коллектива сотрудников в судьбе В.Э. Чудновского и развитии его научных интересов. От докторской диссертации «Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника» (1980) он пришел к рассмотрению проблемы смысла жизни как важнейшего психологического механизма отдаленной ориентации. Проанализирован вклад В.Э. Чудновского в разработку смысложизненной проблематики. С начала 1990-х гг. он отстаивал актуальность и значимость самой постановки проблемы смысла жизни как результирующей существования человечества. Было показано, что смысл жизни - не просто определенная идея, ценность, а особое психическое образование, имеющее относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, которое может влиять на жизнь и судьбу человека как «буферный механизм» и система «сдержек и противовесов». Он выделил фундаментальные характеристики смысла жизни как психологического феномена: амбивалентность, адекватность, интеграционный аспект, - изучил типы структурных иерархий, включающих «большие» и «малые» смыслы. Считая профессию педагога одной из наиболее смыслообразующих, В.Э. Чудновский с позиции смысложизненной ориентации создал стратегию и тактику воспитания растущего человека, подчеркнув, что основой процесса образования должна быть общечеловеческая нравственность. Выделяя проблему «Смысл жизни и возраст», подчеркивал, что недооценка личности как творца общественной жизни разрушает смысловую вертикаль человеческой жизни; ввел понятия «личностный фундамент смысла жизни», «оптимальный смысл жизни» и предостерегал относиться к смыслу жизни как к застывшему, монолитному образованию. В статье отмечено значение и роль в развитии исследований смысла жизни и акме ежегодного симпозиума, созданного в 1995 г. В.Э. Чудновским вместе с А.А. Бодалевым, где в последнее десятилетие большое внимание уделяется деятельности молодежной секции.

Авторы:

Карпова Н.Л.
Вайзер Г.А.
Попова Т.А.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2024
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2024.-N 5.-С.83-93. Библ. 27 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
адекватность
акты
аспекты
бодалева
большая
бытовые
вертикальный
виленского
включения
внимание
возраст
воспитание
выдающиеся
деятельности
диссертации
доктор
докторские
жизни
жизнь
значению
значимость
иерархия
институт
интеграция
исследование
ключ
коллектива
личности
механизм
молодежь
моно
направленность
наука
научной
начала
нравственность
нравственный
обзор
образование
общей
общественного
одного
определенного
ориентация
основа
основной
особо
отдаленные
отечественные
относительная
педагог
позиция
понятий
порода
послед
практическая
проблема
простая
против
профессии
профессиональная
процесс
психическая
психологическая
психологический
психология
публикации
развитие
разработка
результат
результата
рождении
роль
самоанализ
симпозиум
систем
слова
смысл
созданные
сотрудников
статьи
стратегия
структур
структурная
суд
тактика
типы
условия
устойчивости
феномен
характеристика
ценность
человек
человеческая
человечество
школьники
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.229.228)
Яндекс.Метрика