![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ B ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ
Аннотация:
Изучение и анализ материалов по организации ликвидации последствий произошедших землетрясений на о. Итуруп и о. Сахалин позволяют сделать определенные выводы и поставить ряд проблем, требующих конкретного и быстрого решения. Одна из главных проблем организации и спасения пострадавших и оказания им экстренной медицинской помощи при стихийном бедствии - это своевременное оповещение соответствующих служб о происшедшей катастрофе и приведение в готов-ность№1 сил и средств для ее ликвидации. При этом все вышеперечисленные мероприятия должны быть выполнены в наименее короткие сроки, ?.?. каждый напрасно проведенный час увеличивает число жертв катастрофы и снижает эффективность поисково-спасательныхработ. Каковы же пути решения данной проблемы? Во-первых, это заблаговременное и долгосрочное прогнозирование чрезвычайных ситуаций мирного времени в Дальневосточном регионе на основе анализа данных научно-исследовательских институтов и центров, на основе этого - планирование спасательных и других видов работ на каждом потенциально опасном объекте и в зоне возможных стихийных бедствий. Это огромная работа, и она уже делается силами ДВРЦГОЧС, ДВРЦМК и КДВО. Здесь имеется одна из точек тесного взаимодействия всех заинтересованных ведомств. B этом направлении необходима более конкретная работа, туг не должно быть ведомственных тайн. Банк данных РЦГОЧС и РЦМК должен бьггь открыт для ВМУ округа и наоборот. Стоит подумать о создании локальной компьютерной сети между этими органами управления. K сожалению, все чрезвычайные ситуации, а особенно время и место их возникновения, предусмотреть невозможно, и это тем более касается катастроф природного характера. Однако подготовка и содержание в постоянной готовности сил и средств для скорейшей ликвидации последствий этих явлений - первейшая задача всех заинтересованных органов управлений в регионе. Первоочередную роль в проведении аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим в первые часы катастрофы могут и должны оказывать формирования местной гражданской обороны объектов, предприятий и т.д., систему подготовки которых следует возродить на качественно новом уровне, а также формирования поисково-спасательной службы РЦГОЧС. При вовлечении в зону стихийного бедствия или катастрофы военных объектов автоматически начинает действовать "План действий органов управле ния и войск округа при чрезвычайных ситуациях" с привлечением всех необходимых сил и средств снизу доверху. Вторая проблема - это своевременная и полная оценка складывающейся обстановки, масштабов катастрофы и ее последствий, а также принятие решения о выделении необходимых сил и средств для ликвидации этих последствий. C этой целью в ДВО созданы оперативные группы в штабе округа, в штабах объединений и соединений с включением в них специалистов всех служб, в т.ч. военно-медицинской, которые способны разобраться с обстановкой на месте, подготовить данные и доложить их командирам и командующим для принятия соответствующих решений. При возникновении аварии или катастрофы на военных объектах, стихийном бедствии и в военных гарнизонах оценка обстановки и принятие решения занимает короткое время в силу высокой готовности штабов и войск к действиям в экстремальных ситуациях и высокой организованности воинских коллективов в сравнении с гражданским населением. Одно из направлений в решении данной проблемы, по нашему мнению, это широкомасштабная подготовка к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций. Это задача трудная, особенно в нынешнее время, но от ее выполнения во многом зависит сохранение жизни пострадавшим в фазе изоляции, когда помощь извне еще не подоспела B Вооруженных Силах вообще и в Дальневосточном округе, в частности, придается огромное значение индивидуальной подготовке военнослужащих к оказанию первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи. Локальные конфликты последнего времени еще раз жестко подтвердили необходимость приобретения каждым военнослужащим практическихнавыков оказания медицинской помощи. Третья проблема, на которой хотелось бы остановиться, - организация оказания экстренной медицинской помощи в очаге поражения и вне его. Экстренная медицинская помощь пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций в Дальневосточном военном округе организуется в соответствии с "Планом действий военно-медицинского управления, медицинских частей, учреждений и подразделений по ликвидации ЧС" и строится по территориальному принципу с учетом физико-географических , социально-экономических и других условий территорий. Регион разделен на 6 зон ответственности, в каждом есть HMC службы, которому подчиняются все силы и средства медицинской службы в зоне ответственности. B регионе располагаются 52 потенциально взры-во- и пожароопасных объектов МО, 19 объектов, хранящих специальные боеприпасы, 5 объектов, хранящих КЯТ и ЯБЧ, 235 пожаро- и взрывоопасных объектов народного хозяйства, 327 химически опасных объектов, Билибинская АЭС, 17 ГРЭС и ГЭС. Островная и полуостровная территория являются сейсмоопасными, почти вся густонаселенная территория подвергается ежегодным наводнениям, возможны катастрофические затопления с большими разрушениями и жертвами. Система лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, по нашему мнению, не должна существенно отличаться от таковой в условиях вооруженных конфликтов с поправкой на отсутствие вооруженного воздействия на силы и средства, участвующие в ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий и должна опираться на принципы военно-медицинской доктрины. Учитывая медико-географическую характеристику Дальневосточного региона, отсутствие развитой сети транспортных коммуникаций, удаленность большинства воинских гарнизонов от специализированных медицинских учреждений и исходя из системы территориального медицинского обеспечения войск округа, мы считаем наиболее предпочтительным концепцию оказания квалифицированной помощи, максимально приблизив ее к пострадавшему. Для выполнения этой задачи в ДВО имеется штатное медицинское формирование - медицинский отряд специального назначения, в составе которого имеются приемно-сортировочное, операционно-реанимационное отделение, госпитальное отделение на 100 коек, лабораторное отделение и рентгеновский кабинет, медицинские специализированные группы усиления, подразделения обеспечения и обслуживания. Отряд способен автономно работать в течение 5 суток, оказать помощь в этом режиме около 1,5 тысячи пострадавших. Пропускная способность - до 300 человек в сутки. Медицинский отряд является базовым полевым медицинским учреждением, предназначенным для оказания квалифицированной хирургической и терапевтической помощи в полном объеме и неотлож-ныхмероприятий специализированной помощи, выведения пострадавших из состояния нетранспорта-бельности и эвакуации их в стационарные лечебные учреждения. Для этого бригады госпиталей оснащены наборами и укладками с перечнем медикаментов и другого имущества сроком на 5 суток работы. Для медицинской эвакуации из отдаленных территорий региона в округе имеются 4 вертолета МИ 8МБ "Биссектриса", 1 самолет AH-26M "Спасатель”, в составе TOФ имеются два госпитальных судна. Организовать развертывание сил и средств в районах природных стихийных бедствий в нашем регионе, а также наращивание объема медицинских и других работ невозможно без тесного взаимодействия, координации усилий всех служб и ведомств, от эффективной деятельности которых зависит скорейшая ликвидация последствий таких катастроф, подобных землетрясению на о.Сахалин. Взаимодействие при проведении медицинских работ в районе катастрофы организуется с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации по вопросам: - оповещение и информация о складывающейся обстановке; - выделение сил и средств во взаимных интересах; - использование маршрутов эвакуации, аэропортов и станций, различныхвидов транспорта; - выделение стационарных коек здравоохранения; - использование средств связи и оповещения; - использование запасов материальныхсредств; - согласование планов действий по ликвидации катастрофы; - охрана общественного порядка в районе катастрофы. B заключение хотелось бы отметить, что усилия военного и гражданского здравоохранения в Дальневосточном регионе необходимо направить на недопущение и уменьшение числа раненых, больныхи погибших, особенно тех, чья жизнь могла бы бьггь сохранена при своевременности оказания медицинской помощи.
Авторы:
Маджанов Р.И.
Издание:
Дальневосточный медицинский журнал
Год издания: 1995
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 1995.-N 1.-С.16-17. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0