Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ПОДРОСТКОВ. ЧАСТЬ II.ОКУЛОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ЧТЕНИИ И EE ЗАВИСИМОСТЬ OT СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА У ПОДРОСТКОВ


Аннотация:

Изучены параметры окуломоторной активности (OMA) у 22 подростков 15 лет (M = 15.46, SD = 0.44) при чтении сложного текста. Ha основании комплекса объективных показателей OMA выделены группы с различным уровнем сформированности навыка (1 группа - высокий, 2 группа — низкий). Анализ пространственных и временных параметров OMA выявил у 40.9% подростков дефициты в формировании механизмов процесса чтения. Сравнительный анализ параметров OMA у подростков показал значимые различия в зависимости от сформированности навыка чтения. Преимущества детей 1 группы заключались в меньшем проценте регрессивных саккад и корректирующих саккад при переходе на новую строку, большей амплитуде прогрессивных саккад. Такая траектория движений глаз отражалась на объеме прочитанного текста и скорости, которые были значимо выше у подростков 1 группы (p < 0.001), по сравнению с подростками 2 группы. Это указывает на более сформированный навык чтения и, по-видимому, более эффективную стратегию чтения. Качественный анализ процесса чтения позволил выделить оеобенности OMA в зависимости от сформированности навыка чтения. Сформированный (высокий) навык чтения характеризовался пропусками отдельных служебных и повторяющихся слов. Менее автоматизированный (низкий) навык сопровождался трудностями понимания синтаксических конструкций при перечитывании окончаний, предлогов и частей предложения, в т.ч. обособленных. Анализ понимания смысла текста и запоминания конкретных данных текста не установил значимого различия мевду анализируемыми группами подростков. При этом выделена более высокая вариативность понимания у подростков 2 группы. Высокий и низкий уровень понимания текста отмечен как при хорошо сформированном навыке, так и при недостаточно автоматизированном навыке. Это позволило проанализировать индивидуальные стратегии чтения при разном понимании текста и обсудить возможное влияние на понимание текста сформированности когнитивных компонентов чтения.

Авторы:

Комкова Ю.Н.
Безруких М.М.
Рябкова Т.С.
Бабанова К.Ю.

Издание: Физиология человека
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 2.-С.29-42. Библ. 49 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
sd
автоматизированный
активность
амплитуда
анализ
болеющие
большая
быстрых
вегетативному
влияние
временных
выделение
высокий
глаз
глаза
глазная
глазодвигательные
групп
данные
движение
движений
детей
дефицит
деятельности
деятельность
диссонанс
зависимости
изучению
индивидуального
исследования
качественный
ключ
когнитивная
когнитивные
когнитивный
комплекс
компонент
конкретный
конструкция
коры
лет
методы
механизм
навыкам
недостаточное
низкие
новые
обеспечение
объективная
объем
окончания
окуломоторная
окуломоторные
основание
отдельные
параметр
переход
повторяющие
подростки
подростковая
поза
показатели
предложения
прогрессивные
пространственная
процесс
процессы
прочие
психологические
психология
различие
различными
расстройства
регрессия
саккады
синтаксис
скорость
слова
слово
сложные
смысл
сравнение
сравнительная
сравнительные
стратегия
текстов
трудности
указ
уровень
уровни
физиологические
физиология
фиксация
формирование
характер
хороший
частей
часть
чтение
чтения
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.2.156.233)
Яндекс.Метрика