![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ПОДРОСТКОВ. ЧАСТЬ II.ОКУЛОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ЧТЕНИИ И EE ЗАВИСИМОСТЬ OT СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА У ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
Изучены параметры окуломоторной активности (OMA) у 22 подростков 15 лет (M = 15.46, SD = 0.44) при чтении сложного текста. Ha основании комплекса объективных показателей OMA выделены группы с различным уровнем сформированности навыка (1 группа - высокий, 2 группа — низкий). Анализ пространственных и временных параметров OMA выявил у 40.9% подростков дефициты в формировании механизмов процесса чтения. Сравнительный анализ параметров OMA у подростков показал значимые различия в зависимости от сформированности навыка чтения. Преимущества детей 1 группы заключались в меньшем проценте регрессивных саккад и корректирующих саккад при переходе на новую строку, большей амплитуде прогрессивных саккад. Такая траектория движений глаз отражалась на объеме прочитанного текста и скорости, которые были значимо выше у подростков 1 группы (p < 0.001), по сравнению с подростками 2 группы. Это указывает на более сформированный навык чтения и, по-видимому, более эффективную стратегию чтения. Качественный анализ процесса чтения позволил выделить оеобенности OMA в зависимости от сформированности навыка чтения. Сформированный (высокий) навык чтения характеризовался пропусками отдельных служебных и повторяющихся слов. Менее автоматизированный (низкий) навык сопровождался трудностями понимания синтаксических конструкций при перечитывании окончаний, предлогов и частей предложения, в т.ч. обособленных. Анализ понимания смысла текста и запоминания конкретных данных текста не установил значимого различия мевду анализируемыми группами подростков. При этом выделена более высокая вариативность понимания у подростков 2 группы. Высокий и низкий уровень понимания текста отмечен как при хорошо сформированном навыке, так и при недостаточно автоматизированном навыке. Это позволило проанализировать индивидуальные стратегии чтения при разном понимании текста и обсудить возможное влияние на понимание текста сформированности когнитивных компонентов чтения.
Авторы:
Комкова Ю.Н.
Издание:
Физиология человека
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 2.-С.29-42. Библ. 49 назв.
Просмотров: 0