![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Homo Legens: Человек читающий
Аннотация:
В статье с позиций культурно-исторической методологии поднимается проблема психологии художественной литературы как вида искусства. Отдельно, отталкиваясь от представлений М.М. Бахтина о диалогичности текста и А.Н. Леонтьева о коммуникативной природе искусства, рассматриваются вопросы, связанные с созданием художественных произведений и их пониманием, что получило отражение в разделах «Работа автора» и «Работа читателя». Встреча автора и читателя означает рождение Homo Legens — Человека читающего. Исследованию этого феномена и посвящена данная публикация. Художественную литературу (как работу автора) можно анализировать двояко: с одной стороны, она выступает предметом психологического исследования, а с другой — ее субъектом, самостоятельным носителем психологического знания. В первом случае литература представляет собой либо объект научно-психологического изучения, либо его средство; во втором — обосновывается возможность отношения к литературе как к носителю вненаучного психологического знания, чем и обусловлено ее психотехническое воздействие на читателя. Восприятие литературного произведения читателем (работа читателя) анализируется с художественных и научных позиций, которые взаимодополняют друг друга. С опорой на представления Л.С. Выготского об активности эстетического переживания и учение об интериоризации П.Я. Гальперина обосновывается точка зрения, согласно которой понимание литературного произведения читателем есть процесс его активного воссоздания, что созвучно представлениям В.Ф. Асмуса о чтении как творчестве. В заключение на примере художественной литературы делается вывод о продуктивности обращения к научным и вненаучным (литературным) источникам психологического знания при разработке вопросов психологии искусства.
Авторы:
Степанова М.А.
Издание:
Культурно-историческая психология
Год издания: 2025
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.102-113. Библ. 53 назв.
Просмотров: 0