Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Взаимосвязь интеллектуальных способностей и мотивационно-эмоциональной сферы у юношей и девушек студенческого возраста


Аннотация:

Представлены результаты исследования, направленного на установление специфики взаимосвязи между интеллектуальными способностями, проявлениями эмоций и мотивов у юношей и девушек студенческого возраста. Сопоставлены точки зрения исследователей на природу интеллектуальных способностей, интерпретации сущностных характеристик мотивационно-эмоциональной сферы, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности. Показана обусловленность продуктивности интеллектуальных способностей личности преобладающими мотивами и степенью выраженности эмоциональных состояний. В исследовании приняли участие 105 испытуемых: 40 девушек и 65 юношей в возрасте 17—20 лет, обучающихся в Сибирском политехническом техникуме. Для обработки полученных данных использовались различные статистические методы. Корреляционный анализ позволил выявить ряд зависимостей между исследуемыми характеристиками как во всей выборке, так и отдельно по мужской и женской ее частям. На общей выборке была обнаружена обратная корреляция между оценкой респондентами самочувствия и результативностью решения ими задач, что объясняется необходимостью осознаваемой регуляции интеллектуальной деятельности. Наиболее выраженно эта связь проявляется в субтестах на практические планы способностей, в которых предполагается использование словесно-логического мышления и синтетический акт соотнесения условия задачи и актуализации необходимых знаний. В ходе двухфакторного дисперсионного анализа были обнаружены статистически значимые различия. В среднем девушки обладают более высокой мотивацией к достижению успеха, причем чаще обусловленной внешними факторами. Также они более чувствительны к влиянию процессов психической адаптации на продуктивность выполнения мыслительных операций. У юношей же, как правило, наблюдаются более высокая субъективная оценка тревожности и более низкий уровень мотивации достижения успеха, что, однако, не оказывает значимого влияния на результаты их умственной деятельности. Помимо этого, для выборки юношей отмечается более высокий уровень психического напряжения, так как сосредоточение на процессе решения проблем может требовать большего количества когнитивных ресурсов.

Авторы:

Чуриков И.Ю.
Каган Е.С.
Морозова И.С.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 17с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.5-21. Библ. 33 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
адаптация
акты
анализ
болеющие
большая
взаимосвязи
влияние
внешними
возраст
выборка
выполнение
высокий
гендерные
данные
девушек
деятельности
деятельность
дисперсия
достижение
женские
жизнедеятельности
зависимости
задач
знание
зрения
интеллект
интеллектуальный
интерпретация
использование
исследование
исследований
исследователя
ключ
когнитивная
количество
корреляционный
корреляция
лет
личности
метод
мотив
мотивационная
мотивация
мужская
мышление
направленный
напряжение
необходимости
низкие
обнаружение
обработка
обратная
обусловленные
обучающие
общей
одного
операции
осознаваемый
отдельные
оценка
планы
поза
пола
половые
правила
практическая
природа
проблема
продуктивность
продуктов
процесс
проявление
проявления
психическая
психометрические
психометрия
психоэмоциональное
различие
различный
регуляции
результата
результативность
ресурсами
решения
ряда
самочувствие
связей
сибирь
синтетическая
слова
слово
состояние
способности
среднего
статистические
степени
субтесты
субъективный
сущностной
сфера
техника
точка
тревожности
умственная
уровень
условия
успехе
участие
фактор
факторы
характеристика
часы
чувствительные
эмоции
эмоциональный
юноши
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.180.242)
Яндекс.Метрика