Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Психофизиологические механизмы математической тревожности: обзор современных исследований


Аннотация:

Представленные в статье материалы посвящены проблеме математической тревожности (МТ). МТ негативно влияет на все стороны деятельности, связанные с манипулированием числами как в обучении, так и в повседневной жизни человека. Актуальным остается вопрос о мозговых механизмах МТ. Авторы ставили целью провести обзор исследований нейрофизиологических коррелятов математической тревожности с помощью психофизиологических методов: электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ). Результаты исследований с их использованием неоднородны. При исследовании МТ внимание уделяется тем мозговым структурам, которые связаны с обработкой как эмоциональной информации, так и когнитивных процессов. Результат проведенного обзора продемонстрировал, что у лиц с высокой МТ обнаруживаются значимые различия во всех измеряемых показателях ЭЭГ. У испытуемых с высокой МТ активируется больше зон, ответственных за переживание негативных эмоций (страх и боль) при решении задач, числовая информация воспринимается как угроза и вызывает напряжение. Теория механизма недостаточного торможения описывает цикл обратной связи МТ: МТ вызывается математической задачей, после чего возникает страх, занимающий часть рабочей памяти, поэтому ее объема не хватает для решения математической задачи, что приводит к неправильному решению. Рабочая память во многом определяет успешность обучения в целом и математике в частности. MPT-исследования демонстрируют участие мозговых зон в корреляции высокой МТ и распределения внимания. Также в MPT-исследованиях показано, что при предъявлении сложных математических заданий, независимо от МТ, активируются зоны мозга, ответственные за когнитивный контроль и регуляцию негативных эмоций. У людей с высокой МТ повышается активность регионов мозга, ответственных за выполнение числовых операций при использовании стратегии когнитивной переоценки, что проявляется в повышении эффективности решения математических задач и снижении негативных переживаний. На основе проведенного обзора делается вывод об отсутствии единой теории МТ и необходимости проведения комплексных психофизиологических исследований с учетом когнитивных и эмоциональных компонентов атематической тревожности.

Авторы:

Маракшина Ю.А.
Павлова А.А.
Лобаскова М.М.
Миронец С.А.
Адамович Т.В.
Ситникова М.А.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 12с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.81-92. Библ. 42 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
авторский
активирующие
активность
акты
боль
большая
внимание
вопрос
вывод
вызывать
выполнение
высокий
деятельности
единый
жизни
задания
задач
зоны
информации
использование
исследование
ключ
когнитивная
комплексная
компонент
контроль
корреляты
корреляция
лицами
людей
магнитная
магнитно-резонансная
мании
математика
математическая
материал
метод
методов
механизм
мозга
мозговая
напряжение
негативное
недостаточное
независимые
нейрофизиологические
необходимости
неправильно
обзор
обработка
обратная
обучение
объем
операции
основа
ответ
ответственные
отсутствие
памяти
память
переживания
повседневная
повышение
показатели
помощи
после
предъявления
причина
проблема
проведение
проведения
процесс
проявления
психофизиологическая
психофизиология
рабочая
рабочей
различие
распределение
регион
регуляции
результата
решение
решения
связанные
связей
слова
сложные
снижение
современная
статьи
стратегия
страх
структур
теория
томография
торможение
тревожности
угроза
участие
учет
целом
целью
цикл
частная
часть
человек
число
электроэнцефалография
эмоции
эмоциональный
эффективность
ээг
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.180.242)
Яндекс.Метрика