Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Психологическое благополучие школьного учителя: предикторы и корреляты модели PERMA


Аннотация:

Модель благополучия PERMA является базовой для понимания того, какие элементы и соответствующие им психологические механизмы определяют позитивное функционирование учителя. Целью исследования было выявление характеристик психологического благополучия российских педагогов и определение его социальных и демографических предикторов и коррелятов. В качестве предикторов выступали возраст, пол, стаж работы, квалификационная категория учителя, его место жительства и регион проживания, семейный статус и наличие собственных детей. Коррелятами психологического благополучия педагога являлись отношение учителя к школе, мотивация деятельности, увлеченность работой, удовлетворенность работой, организацией, взаимоотношениями с коллегами, вовлеченность в деятельность школы, самооценка эффективности деятельности, профессиональные достижения. Дополнительная цель исследования состояла в определении нормировочных значений психологического благополучия учителей общеобразовательной школы на основе использования измерительного инструмента PERMA profiler для российской выборки. Методы и материалы. Изучение психологического благополучия школьных учителей проводилось с использованием опросника PERMA-Profiler, адаптированного для русскоязычной выборки. Данные для исследования представляют обобщение результатов трех независимых исследований, включавших опросники о профессиональной мотивации, увлеченности деятельностью, субъектности, самоэффективности, самооценке достижений, взаимоотношениях с коллегами, родителями и учениками и информацию о поле, возрасте, стаже работы, семейном статусе и регионе проживания. Объем совокупной выборки составил 1018 человек — учителей общеобразовательной школы (средние и старшие классы), из них 884 человека (86,8%) — женщины, 134 человека (13,2%) — мужчины. Результаты. Психологическое благополучие российского учителя имеет тот же уровень количественного выражения, что и в целом у респондентов российской выборки. Однако у педагогов больше выражена вовлеченность в деятельность, присутствует дисбаланс негативного/ позитивного аффекта, снижены оценки своего физического здоровья. Компонент взаимодействия в структуре психологического благополучия не отличается значительным выражением, что может выступать ограничением в продуктивном и эффективном выполнении профессиональной деятельности. Предикторами психологического благополучия школьного учителя выступают возраст, регион проживания, семейный статус и наличие собственных детей. Более старший возраст, наличие семьи и детей, а также проживание в регионах, удаленных от центра, с меньшей плотностью населения и имеющих национальные автономии в своем составе, способствуют сохранению психологического благополучия. Психологическое благополучие учителя связано с развитием у него автономной мотивации, энергичности, энтузиазма, вовлеченности в работу, субъектности, высокой оценкой самоэффективности. Характеристики организационного климата и организационной культуры школы связаны с психологическим благополучием учителя.

Авторы:

Волкова Е.Н.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 2.-С.73-86. Библ. 46 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
profile
автономная
автономные
адаптированный
благополучие
взаимодействие
взаимоотношения
включения
возраст
выборка
выполнение
выражение
выявление
демографическая
детей
дети
деятельности
дисбаланс
дополнительная
достижение
женщин
жители
здоровья
измеритель
изучение
инструмент
информации
использование
исследование
категориям
качества
квалификационная
климат
количественного
компонент
корреляты
метод
механизм
модели
мотивация
мужчин
население
национальная
негативное
независимые
нормы
объем
ограничение
определение
опросник
организации
организационная
оценка
педагог
педагогика
плотности
позитивные
предикторы
продуктов
проживание
проживания
профессии
профессиональная
психологическая
психология
работа
развитие
регион
результата
родителей
российская
русская
самооценка
семейная
семьи
собственно
совокупную
соответствующие
сохранение
социальная
социальные
среднего
стаж
статус
структур
удовлетворенность
уровень
учитель
физическое
функционирование
характеристика
цель
центр
человек
школа
школы
школьная
элементы
эффективность
эффективный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.3.72.3)
Яндекс.Метрика