Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Айтрекинг исследование специфики обработки зрительной информации у детей с нарушением cлуxa в ситуации обучения


Аннотация:

Материалы статьи посвящены проблеме реорганизации обработки зрительной информации впоследствии ранней слуховой депривации, а конкретно — как при нарушении слуха у дошкольников изменения в обработки зрительной информации влияют на восприятие наглядностей учебных материалов в процессе обучения. Цель. При помощи айтрекинга через анализ движения глаз у детей с нарушением слуха выявить специфику обработки зрительной информации, которая будет сказываться на особенностях восприятия учебных материалов в процессе обучения. Гипотеза. Специфика восприятия учебных материалов у детей с нарушением слуха взаимосвязана с реорганизацией обработки зрительной информации, которую можно зафиксировать путем отслеживания движения глаз. Методы и материалы. Проведено сравнительное исследование выборки дошкольников 5-7 лет (N=35): типично развивающихся детей (N=20; М=6,1; SD=0,4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; М=6; SD=0). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации из букваря для слабослышащих детей Н.Ю. Донской, Н.И. Линиковой. Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3 Варьировалось слухо-зрительное предъявление наглядности и с зрительными лексическими опорами. Результаты. Выявлены особенности переработки зрительной информации у детей с нарушением слуха через анализ сдвигов зрительного внимания (в том числе свидетельствующих об особенностях восприятия наглядностей учебного материала). Через маркеры продолжительности фиксаций, количества фиксаций показано, что у детей с нарушением слуха большая когнитивная нагрузка, отличия в глубине, интенсивности обработки зрительной информации при восприятии наглядностей учебных материалов. Выявлены отличия в последовательности зрительного внимания, стратегиях визуального поиска, пространственного распределения внимания, временных характеристиках обработки зрительной информации. Выводы. При помощи айтрекинга удалось расширить представления о кросс-модальных эффектах сенсорной депривации на процессы обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Дополнены представления о влиянии форм использования наглядностей учебных материалов, их предъявления в слухо-зрительном формате или с применением зрительных лексических опор в процессе обучения детей с нарушением слуха.

Авторы:

Смирнова Я.К.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 13с.
Дополнительная информация: 2025.-N 2.-С.87-99. Библ. 21 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.3.72.3)
Яндекс.Метрика