Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Влияние использования симулятора виртуальной реальности XR-Clinic на развитие профессионального мышления врача


Аннотация:

Актуальность. Клиническое мышление (KM) в современных условиях становится тренируемым навыком и может быть приобретено не только с опытом, но и при использовании тренажеров виртуальной реальности с бесконечным числом вариантов различных нозологий, что позволяет формировать профессиональное мышление врача системно и целенаправленно. Цель - сравнить эффективность двух методов обучения: стандартного в условиях занятий на кафедре и в клинике (1-я группа) и комбинированного с использованием медицинского симулятора XR-Clinic (2-я группа) для успешного формирования KM у ординаторов выпускного года обучения в проспективном сравнительном рандомизированном контролируемом с заслепленным анализом данных исследовании. Материал и методы. Исследование проводили в январе-мае 2024 г. Участники исследования (УИ) - волонтеры-ординаторы второго года обучения. Общее количество участников исследования (УИ) (скрининг) - 118 человек, включены в исследование 107. Bce сценарии построены на основании модели планового амбулаторного приема пациента. B дизайн исследования введен этап обучения у одной из двух групп с помощью комплекса XR-Clinic - виртуальная клиника на основе виртуальной реальности. Источник обратной связи - данные оценки эксперта и Smart Centre комплекса XR-Clinic с оценкой результатов действий участников исследования. После подписания информированного согласия проводили рандомизацию методом случайных чисел. УИ 1-й и 2-й групп расходились по своим траекториям, обмен данными между ними был невозможен. Использовались 3 сценария, на всех этапах применялась аудио-и видеофиксация и оценивался диапазон показателей выполненных действий по категориям: безопасность (вымыть руки, использовать мыло, антисептик, полотенце), диалог (сбор жалоб и анамнеза), осмотр (пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторное и инструментальное обследование (полнота и необходимая достаточность), лечение и заключение (формулировка диагноза). Результаты представлены при правильном распределении как M+SD. где M -среднее арифметическое, SD - стандартное отклонение, и в виде Me - медианы. ДИ - доверительных интервалов, минимальных и максимальных значений, Q1-Q3 квартилей для информативного представления изучаемой выборки. Дихотомические и порядковые качественныеданные выражены в виде частот (n) и процентного распределения признаков. Различие считалось статистически значимым при p<0,05. Результаты. Группы участников исследования не имели значимых различий по гендерному составу, возрасту и стажу практической работы. При сравнении групп при демонстрации навыка «Безопасность» между 1-й и 2-й группами определены статистически значимые различия (M1=7,89; 95% ДИ 1,48-14,30 балла и M2=23,50; 95% ДИ 11,46-35,54 балла, p=0,019). Сравнительный субанализ критических пунктов опроса в разделе «Диалог» показал существенные различия с преимуществом в пользу 2-й группы. Суммарная оценка в разделе «Осмотр» выполненных действий значимо лучше была во 2-й группе: Me=200, Q1-Q3=70-240 против 1-й группы: Me=110, Q1-Q3=50-205 баллов (p=0,007]. Средний процент необходимых запрошенных действий из раздела «Дополнительные обследования» у УИ двух групп были сравнимы и очень близки, p=0,147. B разделе «Диагноз» УИ 2-й группы демонстрировали результат выше среднего балла: M,=71,93; 95% ДИ 59,90-83,96 и M2=86,00; 95% ДИ 76,04-95,96 (p=0,079). B разделе «Лечение» среднее количество баллов на УИ в группах распределилось следующим образом M1=57,89; 95% ДИ 44,68-71,11 против M2=86,00; 95% ДИ 76,04-95,96 (p=0,012). Заключение. Группа курсантов, прошедшая даже однократно клинический кейс на комплексе XR-Clinic, по сравнению с 1-й группой традиционное обучение) полностью выполняла алгоритм гигиенической безопасности в 4 раза чаще, задавала ключевые вопросы в категории «Диалог» кейса по артериальной гипертензии в 1,5 раза чаще (о наличии вредных привычек), в 5,2 раза чаще (о наличии в анамнезе сахарного диабета); в 3 раза реже делала неправильный выбор тактики лечения и достигала 100% результата, выясняя генетическую предрасположенность развития осложнений у стандартизированного пациента, что чрезвычайно важно для определения риска развития осложнений, формулировки диагноза и выбора тактики ведения пациента. Bo 2-й группе однократное прохождение кейса позволило в 5 раз улучшить результат обследования одной из ключевых позиций обследования живота при наличии симптома желтухи и мотивировало у большего на 15% количества УИ провести пальпацию лимфатических узлов у пациента с онкологическим заболеванием. УИ демонстрировали высокий процент постановки правильного диагноза в обеих группах с преимуществом в 14% у группы, которая работала с виртуальным пациентом. Таким образом, даже однократно пройдя кейс в виртуальной реальности на симуляторе XR-Clinic, участники исследования демонстрировали во многих аспектах лучший результат при работе со стандартизированным пациентом.

Авторы:

Рипп Т.М.
Рипп Е.Г.
Духовный Ю.С.
Зверев А.С.
Ципко А.А.
Петрова Е.С.

Издание: Медицинское образование и профессиональное развитие
Год издания: 2025
Объем: 16с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.8-23. Библ. 11 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
m1
sd
smart
акты
алгоритм
амбулатория
анализ
анамнез
антисептика
артериальная
аспекты
аускультация
безопасности
безопасность
большая
бытовые
вариантные
введен
ведение
видео
виртуальная
включениями
влияние
возраст
волонтер
вопрос
врач-больной
врача
врачи
вредности
второй
выбор
выборка
выполнение
выпуск
высокий
гендерные
генетическ
гигиена
гипертензии
года
групп
данные
действие
диабета
диагноз
диапазона
дизайн
дистанционное
дихотомический
доверительные
жалобы
желтуха
живот
заболевания
зада
занятия
значению
инструментальная
интеллект
интервал
инфекций
информированное
искусственный
использование
исследование
исследования
источник
категории
категориям
кафедры
качественный
квалификации
клиники
клиническая
клиническое
ключ
количество
комбинированная
компетентность
комплекс
контролируемая
критическая
курсов
лабораторная
лечение
лимфатическая
максимальная
материал
медицинская
медицинское
медия
медсестринское
меры
метод
методов
методы
минимально
модели
мотив
мышление
навыкам
наличия
неправильное
нозология
обмен
образ
образование
обратная
обследование
обучение
обучения
общей
одного
однократное
онкологическая
определение
определения
опрос
осложнение
осмотры
основа
основание
основе
отклонение
отношения
оценка
пальпация
пациент
перкуссия
плановый
повышение
подписи
поза
позиция
показатели
полная
полностью
полотенце
польза
помощи
порядка
после
правильная
практическая
предрасположенность
представлений
прием
признаки
приобретения
проблема
программам
проспективные
против
профессиональная
профессионально-техническое
прохождение
пункт
работа
развитие
раздел
различие
различный
рандомизированное
распределение
распространение
расходов
реальность
реальностью
результата
решению
риск
роботы
роль
руки
сахарный
сбор
связей
симптом
симуляция
системная
скрининг
след
слова
случайные
современная
согласие
состав
специальным
способности
сравнение
сравнительная
сравнительные
среднего
средства
стаж
стандартам
стандартные
статистические
суммарный
тактика
технические
технологий
традиционная
тренажер
трение
узлов
условия
участники
формирование
формула
формулировка
цель
целях
частота
человек
чи
число
чрезвычайных
эксперты
этап
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.3.72.3)
Яндекс.Метрика