![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Особенности восприятия пациентоориентированности будущими врачами (на основе контент-анализа авторских эссе обучающихся)
Аннотация:
МАТЕРИАЛЫ 3 МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (16-18 ОКТЯБРЯ 2024, г. МОСКВА). Трансформация высшего медицинского и фармацевтического образования осуществляется в аксиологическом контексте пациентоориентированности, но не всегда сами обучающиеся готовы к этому. Проведенный контент-анализ 1147 рефлексивных эссе, написанных обучающимися по направлению «Лечебное дело», демонстрирует специфику понимания этого концепта будущими врачами, позволяет оценить имеющиеся социально-гуманитарные предпосылки для формирования данной компетенции и ограничения существующей системы высшего медицинского и фармацевтического образования. Актуальность. Трансформация высшего медицинского и фармацевтического образования осуществляется в аксиологическом контексте пациентоориентированности, которая является продолжением парадигмы антропоцентричности в здравоохранении и обусловлена не только эволюцией современного пациента, но и качественно новыми требованиями к профессионализму врача. Пациентоориентированность как компетенция врача может быть определена как способность осуществлять взаимодействие с пациентом и его окружением в формате субъект-субъектного диалога и консультационнообразовательного сопровождения процессов выздоровления/оздоровления пациента с учетом индивидуальных особенностей, а также с опорой на постоянно обновляющееся социально-гуманитарное знание, отражающее представления об эволюции пациента. Основными акцентами этой компетенции становятся биопсихосоциальная комплексность, партисипативность, ориентация на проектирование здоровья, а не на болезнь, технологическая адаптивность будущего врача. Пациентоориентированность видится неким срединным путем, пролегающим между патерналистским подходом, имеющим достаточно глубокие корни в здравоохранении, и пациентоцентричностью, являющейся продолжением клиентоориентированности сферы услуг. Именно пациентоориентированность предполагает ответственность за здоровье пациента не только врача, но отводит активную деятельную роль актора самому пациенту. Цель настоящего исследования - выявление особенностей понимания пациентоориентированности будущими врачами (обучающимися по направлению «Лечебное дело») в контексте отражения социокультурных изменений высшего медицинского образования России. Результаты. Выявлена специфика понимания будущими врачами пациентоориентированности: ее сущностной, смысловой и процессуально-деятельностной представленности. Отрефлексированы имеющийся сформированный социально-гуманитарный задел иде-фицитарность будущих врачей в перспективе реализации пациентоориентированности в их профессиональной деятельности. Как итог, были сделаны выводы об эффективности педагогических способов формирования пациентоориентированности как компетенции и пациентоориентированных ценностных установок будущих врачей за счет актуализации вопросов субъект-субъектного взаимодействия врача и пациента, «сквозной» логики их формирования и включения в структуруосновной образовательной программы учебного курса
Авторы:
Чибир Е.В.
Издание:
Медицинское образование и профессиональное развитие
Год издания: 2025
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.151-153. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0