![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Влияние психического здоровья на освоение практических компетенций врача
Аннотация:
Личностная зрелость является одним из главных показателей развития студента, определяющих адаптационные механизмы к изменяющимся условиям среды и возможности освоения практических компетенций. Изучение практических навыков подразумевает многократное повторение на симуляторах и их безопасное применение в клинике. B исследовании проведен анализ личностной зрелости и выживаемости знаний и умений на примере базовой сердечно-легочной реанимации. Доказана необходимость закрепления навыков не реже одного раза за семестр. Актуальность. Психическое здоровье является неотъемлемой составляющей качества жизни и здоровья населения. Особенности личностной зрелости и возможности адаптации к стрессовым факторам определяют пути реагирования в период экзаменов и способности кусвоениютеоретического материала и практических компетенций. Выявление факторов риска развития нервно-психических нарушений в медицинских вузах и своевременное применение профилактических мер позволяют стабилизировать психику студентов, предупредить развитие стресса, депрессивных состояний и качественно освоить практические навыки. Цель исследования - определить личностную зрелость студентов медицинского вуза и возможности качественного освоения практических компетенций. Материал и методы. Проведено анонимное социологическое исследование студентов I курса с использованием теста личностной зрелости Гильбуха. B опросе участвовали в 2022 г. 546 человек (424 девушки и 122 юноши) и в 2023 г. 396 респондентов (313 девушек и 83 юноши). Средний возраст респондентов составил 18,56±2,23 года. Изучена выживаемость знаний при освоении навыков оказания первой помощи при внезапной остановке кровообращения и техника выполнения базовой сердечно-легочной реанимации (CJlP) у первокурсников, обучавшихся в 2022 и 2023 гг. Контроль выполнения навыков (тестирование и показатели манекена Resusci Anne] проведен у 850 студентов, обучавшихся в 2022 r., и у 1078 студентов, обучавшихся в 2023 г. Результаты. Оценка проводилась в рамках промежуточной аттестации через 3 мес после освоения изученной темы. Необходимость оценки безопасности отметили 50,2% обучающихся в 2022 г. и 83,8% в 2023 г. Правильную последовательность элементов базовой СЛР указали 88,7% и 90,3% студентов соответственно. Критерии эффективности компрессий и вдохов верно отметили 80,7% и 80,9% обучающихся в 2022 и 2023 гг. соответственно. Показания для перевода в устойчивое боковое положение указали 94,1% и 87,9% студентов. Через 6 мес остаточные знания сохранились на должном уровне у 69,7% студентов в обеих группах. Следует отметить, что показатель объективного контроля манекена зафиксировал правильную глубину компрессий лишь в 68,6% и 72,7% за 2022 и 2023 гг. соответственно, при этом частота компрессий грудной клетки соответствовала должному уровню у 72,0% и 74,4% студентов соответственно. При этом выявлены неудовлетворительные результаты общей личностной зрелости в 45,8% наблюдений с преобладанием неудовлетворительного уровня жизненных установок и неудовлетворительного уровня способности к психологической близости с другим человеком на фоне высокого процента неудовлетворительных показателей чувства гражданского долга (45,1%). Заключение. Низкий уровень социальной зрелости первокурсников определяет необходимость психологической поддержки обучающихся на ранних этапах освоения профессиональных компетенций. У 30% обучающихся отмечается снижение выживаемости знаний через 6 мес, что требуетдополнительного подкрепления практических навыков оказания базовой СЛР в каждом семестре. Одним из механизмов выявления факторов риска дезадаптации может быть изучение медико-социального профиля обучающихся, что предлагается использовать при разработке профилактических программ.
Авторы:
Лисовский О.В.
Издание:
Медицинское образование и профессиональное развитие
Год издания: 2025
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.162-163. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0