![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Студентоцентрированный подход в современном клинико-психологическом образовании
Аннотация:
B статье представлен анализ внедрения студентоцентрированного подхода в обучение клинических психологов в ФГБОУ BO РязГМУ Минздрава России. Введение. Современное общество переосмыслило свое отношение к образованию. Новые информационные и коммуникационные технологии заполнили все сферы нашей жизни, в том числе изменили и обучение в вузе. Tу информацию, которую раньше преподаватель мог передать только в виде устной лекции как результат своей эрудиции, компетентности и личного опыта, теперь можно получить из разнообразных информационных источников. Материал и методы. Мысль P. Барнетта отом, что университетдолжен преобразовываться в соответствии с изменениями информационной среды, вызываетоптимизм. Однако нужны новые подходы к обучению, которые обеспечат оправданность этого оптимизма. Одно из позитивных сценариев развития высшего образования в новой информационной среде - студентоцентрированное обучение. Данный подход к образовательному процессу позволяет сместить акцент с преподавания (трансляции знаний) на учение (активную образовательную деятельность студента]. Лекция не отменяется, но существенно перестраивается по методике проведения.Это диалог, конференция, визуализация. Точнее всего выразил эту мысль русский ученый-педагог, философ С.И. Гессен. Он подчеркивал: «Значение лекции... не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного». Основной фокус внимания при студентоцентрированном обучении - профессиональная компетентность студентов, а не только и не столько предметная компетентность преподавателя. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами методологии высшего образования, видят несколько основных причин необходимости внедрения студентоцентрированного обучения, таких как насыщенная информационная среда, массовый характер высшего образования, актуальность современного прикладного знания, изменение структуры интеллекта молодыхлюдей [Пугач B.?., 2020; Иванова О.Ю.; Кутузова З.Ю. и др., 2020; Дьяченко E.B., 2018). Методология студентоцентрированного обучения основана на принципах переноса внимания преподавателя на процесс учения студента. Важно не только то, что рассказал преподаватель, а что понял и усвоил студент. Это вопрос не только контроля усвоения знаний, но и обучения способам получения информации. Дисциплины, которые внесены в рабочий учебный план, должны быть не только «терминальные», содержание которых отражает традиционную тематическую классификацию психологической науки, но и «инструментальные», в которых представлены способы и технологии психологической помощи.клинических психологов в ФГБОУ BO РязГМУ Минздрава России введен факультатив на английском языке «Психологические исследования» (IV курс, 7-й семестр). Прекрасно вписывается в это методологическое поле дисциплина «Методы обработки данных в психологии» (II курс, 4-й семестр), которая соотнесена с первой курсовой работой студентов-психологов. Bce это составляетдобротноедополнение кдисциплине «Введение в профессию» (I курс, 1-й семестр), которая содержит раздел «Основы учебной деятельности студента». При студентоцентрированном подходе важно формировать учебную мотивацию. Bo многом эту задачу решаюттренинги, которыми насыщена факультативная часть программы обучения. Это и «Практикум по риторике» (I курс, 2-й семестр), «Тренингличностного роста» (II курс, 3-й семестр), «Введение в песочную терапию» (4 курс, 7-й семестр), «Трансактный анализ» (IV курс, 8-й семестр], «Клинические четверги» для старшекурсников и др. Актуальный психологический контент, активные методы обучения, выбор индивидуальной стратегии обучения - все это факторы, формирующие высокую учебную мотивацию студентов-психологов. B рамках образовательного процесса налажена эффективная обратная связь в форме опросов студентов и преподавателей, методических встреч по организации дисциплины (на старших курсах), кураторство и тьютерская поддержка старшекурсниками студентов I-Il курса. Для решения этой задачи применяются методики активного обучения: деятельностное моделирование, анализ кейсов, игропрактики, дискуссии. Формируется новая образовательная среда, в которой студент не потребитель, а ответственный деятель. B этом году мы планируем внедрить научно-исследовательскую работу в форме групповых проектов, объединяющих студентов Il и IV курсов в научные коллективы под руководством преподавателя, которые выполняются в русле научно-исследовательских проектов кафедры. Еще одна образовательная технология кафедры - это привлечение студентов, успешно изучившихдисциплину, ксозданию методических рекомендаций и пособий в роли рецензентов или соавторов. Заключение. Несомненно, студентоцентрированный подход связан со множеством трудностей и для студента, и для преподавателя, и для образовательной среды в целом. Учить студентов или учиться со студентами вместе? Выбор должны сделать субъекты образовательного процесса.
Авторы:
Яковлева Н.В.
Издание:
Медицинское образование и профессиональное развитие
Год издания: 2025
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.175-176. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0