Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Студентоцентрированный подход в современном клинико-психологическом образовании


Аннотация:

B статье представлен анализ внедрения студентоцентрированного подхода в обучение клинических психологов в ФГБОУ BO РязГМУ Минздрава России. Введение. Современное общество переосмыслило свое отношение к образованию. Новые информационные и коммуникационные технологии заполнили все сферы нашей жизни, в том числе изменили и обучение в вузе. Tу информацию, которую раньше преподаватель мог передать только в виде устной лекции как результат своей эрудиции, компетентности и личного опыта, теперь можно получить из разнообразных информационных источников. Материал и методы. Мысль P. Барнетта отом, что университетдолжен преобразовываться в соответствии с изменениями информационной среды, вызываетоптимизм. Однако нужны новые подходы к обучению, которые обеспечат оправданность этого оптимизма. Одно из позитивных сценариев развития высшего образования в новой информационной среде - студентоцентрированное обучение. Данный подход к образовательному процессу позволяет сместить акцент с преподавания (трансляции знаний) на учение (активную образовательную деятельность студента]. Лекция не отменяется, но существенно перестраивается по методике проведения.Это диалог, конференция, визуализация. Точнее всего выразил эту мысль русский ученый-педагог, философ С.И. Гессен. Он подчеркивал: «Значение лекции... не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного». Основной фокус внимания при студентоцентрированном обучении - профессиональная компетентность студентов, а не только и не столько предметная компетентность преподавателя. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами методологии высшего образования, видят несколько основных причин необходимости внедрения студентоцентрированного обучения, таких как насыщенная информационная среда, массовый характер высшего образования, актуальность современного прикладного знания, изменение структуры интеллекта молодыхлюдей [Пугач B.?., 2020; Иванова О.Ю.; Кутузова З.Ю. и др., 2020; Дьяченко E.B., 2018). Методология студентоцентрированного обучения основана на принципах переноса внимания преподавателя на процесс учения студента. Важно не только то, что рассказал преподаватель, а что понял и усвоил студент. Это вопрос не только контроля усвоения знаний, но и обучения способам получения информации. Дисциплины, которые внесены в рабочий учебный план, должны быть не только «терминальные», содержание которых отражает традиционную тематическую классификацию психологической науки, но и «инструментальные», в которых представлены способы и технологии психологической помощи.клинических психологов в ФГБОУ BO РязГМУ Минздрава России введен факультатив на английском языке «Психологические исследования» (IV курс, 7-й семестр). Прекрасно вписывается в это методологическое поле дисциплина «Методы обработки данных в психологии» (II курс, 4-й семестр), которая соотнесена с первой курсовой работой студентов-психологов. Bce это составляетдобротноедополнение кдисциплине «Введение в профессию» (I курс, 1-й семестр), которая содержит раздел «Основы учебной деятельности студента». При студентоцентрированном подходе важно формировать учебную мотивацию. Bo многом эту задачу решаюттренинги, которыми насыщена факультативная часть программы обучения. Это и «Практикум по риторике» (I курс, 2-й семестр), «Тренингличностного роста» (II курс, 3-й семестр), «Введение в песочную терапию» (4 курс, 7-й семестр), «Трансактный анализ» (IV курс, 8-й семестр], «Клинические четверги» для старшекурсников и др. Актуальный психологический контент, активные методы обучения, выбор индивидуальной стратегии обучения - все это факторы, формирующие высокую учебную мотивацию студентов-психологов. B рамках образовательного процесса налажена эффективная обратная связь в форме опросов студентов и преподавателей, методических встреч по организации дисциплины (на старших курсах), кураторство и тьютерская поддержка старшекурсниками студентов I-Il курса. Для решения этой задачи применяются методики активного обучения: деятельностное моделирование, анализ кейсов, игропрактики, дискуссии. Формируется новая образовательная среда, в которой студент не потребитель, а ответственный деятель. B этом году мы планируем внедрить научно-исследовательскую работу в форме групповых проектов, объединяющих студентов Il и IV курсов в научные коллективы под руководством преподавателя, которые выполняются в русле научно-исследовательских проектов кафедры. Еще одна образовательная технология кафедры - это привлечение студентов, успешно изучившихдисциплину, ксозданию методических рекомендаций и пособий в роли рецензентов или соавторов. Заключение. Несомненно, студентоцентрированный подход связан со множеством трудностей и для студента, и для преподавателя, и для образовательной среды в целом. Учить студентов или учиться со студентами вместе? Выбор должны сделать субъекты образовательного процесса.

Авторы:

Яковлева Н.В.

Издание: Медицинское образование и профессиональное развитие
Год издания: 2025
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.175-176. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
iva
активные
акты
акцентуация
анализ
английский
бытовые
введен
визуализация
внедрение
внимание
вопрос
встречный
выбор
вызывать
высокий
высшая
годовые
групповая
данные
деятели
деятельности
дисциплина
жизни
заведений
задач
замена
знание
иванова
игровая
изменение
изменения
индивидуального
интеллект
информации
информационное
исследование
источник
кафедры
качество
классификация
клиники
клиническая
книга
коллективы
коммуникационные
компетентность
контент
контроль
конференции
кураторство
курсов
курсовая
кутузов
лекции
личная
массовое
материал
медицинская
медицинских
медицинское
метод
методика
методические
методологии
методы
минздрав
моделирование
молодые
мотивация
насыщенные
наука
научной
необходимости
нескольким
новая
новые
обработка
образов
образование
образования
обратная
обучение
общества
общие
одного
оправа
опрос
организации
основания
основной
ответ
отмена
отношение
оценок
педагог
первая
перед
перенос
переосмыслил
песочные
план
планируемое
поддержки
подход
поза
позитивные
пола
поле
получение
помощи
пособий
потребителей
предметные
преподавание
преподаватели
прикладная
принцип
причина
проведение
программ
проект
профессии
профессиональная
процесс
психологи
психологическая
психология
психоэмоциональное
работа
рабочий
развитие
раздел
разнообразные
рамки
распространение
рассказы
результата
рекомендации
решения
роли
россии
роста
руководства
русло
русский
самостоятельной
связей
семей
система
смеси
современная
современное
содержание
соответствие
состав
состояние
способ
среда
старше
статьи
столы
стратегия
структур
студентов
студенты
субъект
сфера
тематический
терапия
технологий
технология
точная
традиционная
трансляции
трудности
университет
уровень
учебная
учебных
учение
учения
ученые
фактор
факультативные
фгбоу
философии
фокуса
характер
целом
часть
число
чтение
эффективный
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.3.41.32)
Яндекс.Метрика