Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Роль человеческого фактора в происшествиях на железнодорожном транспорте


Аннотация:

Аварийные ситуации на железнодорожном транспорте невозможно полностью исключить только в результате организационных или технических мер. Доля ошибочных действий человека, как главной причины транспортных происшествий, в мире имеет растущий тренд. При этом роли снижения функционального состояния работника в увеличении риска аварий уделяется недостаточно внимания в системе управления безопасностью движения поездов. Цель исследования — установить роль «человеческого фактора» в возникновении транспортных происшествий на основе анализа результатов предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО) и психофизиологического обследования (ПФО) работников локомотивных бригад (РЛБ), и оценить эффективность существующей системы мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов. Методы и материалы. Проведён анализ причин и обстоятельств 22 аварий и 343 510 нарушений в работе РАБ на ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в период 2022-2024 гг. по официальным данным и результатам анализа автоматизированной системы «Доверенная среда» (АС ДС). Оценено функциональное состояние РАБ: ПФО на УПДК-МК, ОА «Нейроком»; ПРМО на автоматизированной системе предрейсового медицинского осмотра (комплекс КАПД-02-СТ, АСПО); динамический контроль функционального состояния (ДКФС) с определением групп «норма», «дезадаптация», «срыв адаптации» на основании анализа 542 578 записей человеко-дней (339 890 — основная группа и 202 688 — контрольная группа). По результату анализа нарушений и уровня функционального состояния формировали интегральную группу риска и профилактическую группу (ГР/ПГ) из автоматизированной системы учёта и анализа нарушений безопасности движения (АСУТ НБД-2), ПРМО, ДКФС и ПФО. Результаты. Анализ происшествий показывает, что частыми грубыми нарушениями являются случаи «проезда» на запрещённый сигнал светофора. Риск «проезда» выше у машинистов в 1,6-3 раза, чем у помощников машинистов и стажёров и чаще выявляется в возрастной группе 30-69 лет по сравнению с группами 20-29 лет и более 70 лет, р<0,001. В состоянии «срыв адаптации» риск возникновения нарушений выше, чем в состоянии «норма» OR=1,10 [1,07-1,12], р<0,001. Установлено, что 87% нарушений допускают 39% РАБ, которые 2 и более раз в течение 3-х месяцев до нарушения включались в ГР/ПГ; 68% нарушений допускает 11% РАБ, которые 3 раза и более включались в ГР/ПГ; 49% нарушений допускает 1,7% машинистов, которые 4 раза и более включались в ГР/ПГ. У лиц с нарушениями выявлено 49,50[7,74-99,23] часа переработки за год, у лиц без нарушений — 32,50[0,00-67,58] часа, р<0,001. Заключение. В подавляющем большинстве случаев проезды, сходы, пожары и другие грубые нарушения допускают машинисты безответственные, недисциплинированные и/или имеющие снижение функционального состояния по предрейсовым медицинским осмотрам. Выявлена прямая связь между прогнозом о включении машиниста в группу риска или профилактическую группу и результатами по показаниям исследования АСПО.

Авторы:

Костенко Н.А.
Зибарев Е.В.
Борисова Е.В.
Межкенов С.А.

Издание: Медицина труда и промышленная экология
Год издания: 2025
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2025.-N 5.-С.316-325. Библ. 24 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
авария
автоматизированный
адаптация
анализ
безопасности
бригадный
включения
включениями
внимание
возникновения
возрастные
годовые
групп
движение
действие
динамическая
дороги
железнодорожные
железные
запрещённых
интегральный
исследование
контроль
контрольная
лицами
локомотивный
машинисты
медицинская
мероприятия
меры
мирового
нарушения
недостаточное
несчастные
обеспечение
обследование
обстоятельствам
определение
организационная
осмотры
основание
официальное
ошибочный
переработка
подавляющие
поезд
пожары
полностью
помощник
причина
прогноз
проезд
профилактическая
профилактические
психофизиологическая
работа
работник
риск
риска
роли
роль
сигнал
систем
системы
ситуации
случаев
случаи
снижение
состояние
сравнение
стаж
техническая
течения
транспорт
транспортные
увеличение
управление
уровни
фактор
факторы
функциональная
функциональные
цель
человек
человеческая
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.2.244.2)
Яндекс.Метрика