![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Парадоксы образования в медицинском университете: в фокусе внимания психиатрия
Аннотация:
Целью исследования явилось изучение субъективного отношения студентов к психиатрии, психиатрам и психическим расстройствам, в динамике от младших к выпускным курсам, с оценкой влияния курации по психиатрии на рассматриваемые вопросы. Методы. В 2025 г. выполнено анкетирование обучающихся РостГМУ. Применен авторский анонимный опросник, результаты анализировались с применением методов непараметрической статистики. В исследовании приняли участие 593 человека: обучающихся на первом (176 человек; 29,7%), третьем (311; 52,5%) и пятом (106; 17,9%) курсах лечебно-профилактического факультета; пятый курс вызывал особый интерес, поскольку на нем реализуется курация по психиатрии. Результаты. Установлена в целом положительная оценка психиатрии студентами: подавляющее большинство респондентов считают ее «равноправной частью семьи медицинских наук» (это мнение статистически значимо возрастает от первого к пятому курсу). В то же время, каждый 20-ый студент старшего курса не считает психиатрию частью медицины. Рейтинг психиатрии как специальности у студентов медицинского вуза как в начале обучения, так и на старших курсах значимо (р<0,05) уступает терапии, хирургии и неврологии. Он не претерпевает значимых изменений на протяжении обучения - курация по психиатрии на пятом курсе, в современном ее виде, не способствует повышению рейтинга специальности в понимании обучающихся. Студенты придерживаются расхожего мифа о том, что психиатрия занята оказанием помощи почти исключительно больным психотическими формами. Придя на первый курс сравнительно оптимистичными в отношении потенциальной излечимости психических расстройств (60,8%), студенты парадоксальным образом к пятому курсу чаще высказываются в пользу версии о неизлечимости психопатологии (56,6%). Значительная часть респондентов (от 68% до 81%) считают психиатра не просто врачом, а врачом с дополнительными компетенциями (в частности - познаниями в психологии). В то же время, эта оценка статистически значимо «тает» от первого курса к пятому, а на смену ей также значимо возрастает частота убеждения, что «психиатр имеет существенные проблемы, и именно это приводит его в специальность». К старшим курсам 64,2% студентов остаются носителями мифа об опасности психически больных. Это устойчивое отражение стигматизации психически больных не удается исправить за годы получения высшего медицинского образования. По мере освоения медицины значимо растет количество студентов, считающих, что, работая в психиатрии, врач приобретает повышенный риск развития психического расстройства. С другой стороны, еще более показательно (р=0,02) увеличивается число студентов, пришедших к выводу о том, что вероятность приобрести психическое расстройство, работая врачом, высока вне зависимости от выбранной специальности. При анализе связей изучаемых параметров с успеваемостью выявлено, что студентам с низкой успеваемостью свойственно чаще воспринимать психиатра как человека с особенностями, который из-за этого и выбрал профессию. В то же время, более высокая успеваемость ассоциируется к большей вероятностью оценки психического расстройства как неизлечимого. Заключение. На основании результатов исследования авторы приходят к выводу о насущной потребности в модернизации современной системы додипломной подготовки по психиатрии.
Авторы:
Солдаткин В.А.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2025
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2025.-N 5.-С.17-27. Библ. 2 назв.
Просмотров: 1