![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация:
Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ) которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования — определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London — Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n=81, 58 мальчиков, средний возраст — 6,42±0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст-6,4±0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.
Авторы:
Жиляева Т.В.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.18-32. Библ. 44 назв.
Просмотров: 1