Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста


Аннотация:

Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ) которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования — определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London — Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n=81, 58 мальчиков, средний возраст — 6,42±0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст-6,4±0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.

Авторы:

Жиляева Т.В.
Толстоброва Е.М.
Силантьева О.М.
Насонова У.А.
Брак И.В.
Борисов В.Ю.
Тарадай Ю.М.
Борисова А.М.

Издание: Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 15с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.18-32. Библ. 44 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
sk
st
time
version
академия
анализ
англия
аппарат
ассоциации
вероятность
взаимоотношения
взаимосвязи
воздействие
возраст
временная
время
вывод
высшая
гипотеза
двигательная
двигательные
детей
дети
дошкольники
дошкольные
исследование
исследования
комплекс
компонент
контроль
корковая
корреляты
корреляция
коэффициент
краткая
крупного
латерализация
лондон
мальчик
мелкий
метод
методика
моторика
моторная
навыкам
навыки
направленность
нейробиологический
нейробиология
образование
обратная
обследование
обучение
особенности
отдельные
оценка
оценочные
память
педиатрия
планирование
показатели
помощи
постуральная
постуральный
предикторы
приоритеты
прямая
рабочей
развитие
различными
реакцией
результата
реципрокный
систем
способности
стабилометрический
стабилометрия
старше
тест
теста
тестовые
тормозной
устойчивости
участники
функции
функционирование
цель
частная
экспериментальная
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика