![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Психологические особенности взаимодействия учащихся 7-8-х классов с гипертекстом: теоретико-экспериментальное исследование с использованием айтрекера
Аннотация:
В настоящее время гипертекстовые системы начинают играть все более важную роль и в средствах информации, и в образовательном процессе. Несмотря на значительный массив исследований гипертекста, большинство из них носит теоретический характер, также в дефиците оказываются работы, касающиеся учебного гипертекста. Цель. Выявление с помощью айтрекера психологической специфики взаимодействия учащихся 7-8 классов с учебным гипертекстом, а именно следующих особенностей: 1) первичного восприятия текста и следования установке на последовательное аналитическое чтение, 2) распределения внимания учащихся в процессе работы с основным текстом и содержанием гиперссылок, 3) ориентировки в тексте и его понимания. Гипотезы: 1) первичное чтение учебного гипертекста будет последовательным, сопровождаться ознакомлением учащихся с содержанием гиперссылок по мере их появления в основном тексте; 2) в силу дополнительной когнитивной нагрузки, возникающей при работе с гипертекстовыми структурами, у подростков будет доминировать недостаточно высокий уровень понимания учебного гипертекста. Методы и материалы. Окулографический метод, статистический анализ результатов регистрации окуломоторной активности, анкета с данными испытуемых, авторский диагностический инструментарий «Понимание гипертекста». В выборку вошли 33 учащихся 7-8 классов (12 мальчиков и 21 девочка, возраст — 12-15 лет (М=13,8, SD=0,8)). Результаты. С точки зрения внимания в область наибольшей интенсивности попали текстовые отрывки, содержащие конкретную фактуальную информацию. Хотя в силу имманентных свойств, присущих гипертексту, подростки читали текст нелинейно, первичное чтение было относительно последовательным, без существенных текстовых пропусков. Высокий и относительно высокий уровни понимания показали 12,1% испытуемых, средний — 48,5%, низкий и очень низкий — 39,4%. Выводы. В процессе чтения подростки применяли не F-паттерн, а паттерн приверженности, что во многом объясняется спецификой работы с учебным гипертекстом, когда учащимся дается установка на аналитическое чтение. Преобладание низкого уровня понимания свидетельствует о наличии у школьника серьезных проблем в области смыслового чтения в целом и чтения электронного учебного гипертекста в частности.
Авторы:
Борисенко Н.А.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.111-124. Библ. 25 назв.
Просмотров: 1