Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПОДРОСТКИ В КОНТЕКСТЕ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕСУРСЫ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ


Аннотация:

В статье рассматриваются особенности процесса социализации подростков в контексте гибридной войны, акцент сделан на трудностях и ресурсах психологического благополучия у подростков, которые проживают на территориях, различающихся степенью вовлеченности в военный конфликт. Результаты исследования показывают, что социализация в данных условиях имеет ряд специфических черт, связанных как с возрастными закономерностями, так и с дестабилизирующим воздействием социальной среды. Установлены различия в трудностях социализации у подростков, которых мы разделили на три группы: длительно проживающих в зоне боевых действий («первый круг близости»); на прифронтовых территориях, подвергающихся время от времени боевым атакам противника («второй круг близости») и в отдаленных регионах («третий круг близости»). Для подростков из первого круга близости характерны проблемы, обусловленные эмоциональными последствиями длительного стресса: сложности с эмоциональной регуляцией, барьеры в формировании положительного самовосприятия. Подростки из второго круга близости столкнулись с трансформацией привычной социальной структуры, что затрудняет развитие сотрудничества, установление доверительных отношений и успешное выполнение социальных ролей. Кроме того, в ситуации военной угрозы они испытывают сложности в планировании жизни и в выборе направлений самореализации. В условиях относительной стабильности - третий круг близости - основные вызовы социализации связаны с информационным давлением и трудностями в осмыслении будущего. Установлены различия в тех ресурсах устойчивости подростков трех групп к стрессу войны, которые могут помочь им справиться с трудной жизненной ситуацией и относятся к ценностной, телесной, когнитивной, социальной и творческой сферам. Подростки из отдаленных регионов демонстрируют более широкий их спектр, по сравнению с другими группами. Подростки первого и второго кругов преимущественно опираются на внутренние ценности, принципы и веру в себя. Во всех группах ключевым ресурсом устойчивости выступает социальная поддержка.

Авторы:

Самохвалова А.Г.
Вишневская О.Н.
Тихомирова Е.В.
Шипова Н.С.

Издание: Вопросы психологии
Год издания: 2025
Объем: 11с.
Дополнительная информация: 2025.-N 1.-С.27-37. Библ. 18 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
акцентуация
атака
барьер
благополучие
внутренняя
военный
воздействие
возрастные
война
временная
второй
выбор
вызовы
выполнение
гибридионы
гибридной
групп
давлением
действие
дестабилизирующий
длительная
доверительные
жизненно
жизни
закон
информационное
исследование
когнитивная
конфликт
круга
круговая
направлениях
обусловленные
осмия
основной
особенности
отдаленные
относительная
педагогика
педиатрия
планирование
поддержка
поддержки
подростки
подростковая
положительные
последствие
привычная
принцип
против
психологическая
психология
развитие
раздел
регион
регуляции
результата
ресурсами
ролей
самореализация
связанные
ситуации
сотрудничества
социализация
социальная
специфическая
сравнение
стабильность
степени
стрессоры
структур
творческие
телесные
территория
трансформация
трети
три
трудности
угрозы
устойчивости
формирование
характерного
ценность
эмоциональный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика