![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
СПЕЦИФИКА ОБРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: АЙТРЕКИНГ-ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация:
В статье рассматривается проблема последствий ранней слуховой депривации, которая приводит к нейронной и когнитивной реорганизации обработки зрительной информации. Целью исследования стало при помощи айтрекера выявить специфику обработки зрительной информации, которая возникает вследствие ранней слуховой депривации. Основной задачей стало зафиксировать айтрекером стратегии паттерна движения глаз в процессе восприятии визуальных наглядностей учебных материалов при решении мыслительных задач, которые позволят выявить ряд особенностей обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Проведен сравнительный анализ типично развивающихся детей и с нарушением слуха с кохлеарными имплантами 5—7 лет. Для фиксации особенностей обработки зрительной информации мы использовали визуальные наглядности учебного материала для того, чтобы приблизить экспериментальные условия к естественным условиям обучения. Чтобы проследить специфику переработки зрительной информации в ситуации обучения, в качестве экспериментальных мы применили классические задания на исключение предметов, простые невербальные аналогии, опознавания предметов на иллюстрациях и анализировали особенности окуломоторной активности при восприятии стимульного материала в процессе выполнения заданий детьми. Отслеживание движения глаз осуществлялось стационарным айтрекером GP3. С помощью путей сканирования и анализа последовательности фиксаций выявлены отличия в обработке зрительной информации у детей с нарушением слуха при восприятии визуальной информации (наглядностей учебного материала). Зафиксированы изменения в стратегиях визуального поиска (увеличение количества переключений, повторных просмотров, паттернов и последовательности переходов между областями), пространственном распределении внимания (более широкий диапазон, смещение на периферию), последовательности обработки зрительной информации и динамике поля интереса, повторяемости и направлении сканирования изображений. Детям с нарушением слуха более характерна стратегия "снизу—вверх" и хаотичность поиска информационных признаков. Можно прийти к выводу, что изменения последовательности обработки информации и распределения зрительного внимания будут сказываться в процессе обучения, а именно в перцептивных действиях ребенка, направленных на зрительное обнаружение, опознавание, различение или идентификацию информационных признаков, необходимых для дальнейшего осуществления мыслительных операций.
Авторы:
Смирнова Я.К.
Издание:
Психологический журнал
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.73-86. Библ. 39 назв.
Просмотров: 1