Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Возможности улучшения речевых функций у детей с церебральным параличом на фоне реабилитации с применением роботизированных устройств и биологической обратной связи


Аннотация:

B исследованиях с применением роботизированных устройств показана их высокая перспективность в реабилитационных мероприятиях, в т.ч. при детском церебральном параличе. Одновременно с функциональным восстановлением моторики кисти отмечается вероятностное улучшение речевых навыков. Указанный феномен требует доказательного экспериментального обоснования и по организации сеансов нейрореабилитации. Цель. Определить влияние сеансов нейротренинга с использованием неинвазивного интерфейса «мозг — компьютер — экзоскелет кисти» на уровень речевых навыков испытуемых с детским церебральным параличом в зависимости от успешности взаимодействия с нейроинтерфейсом. Исследование проводили в группе пациентов с диагнозом «детский церебральный паралич и дизартрия»: 18 девочек возрастом ll,ll±0,69 года и 30 мальчиков — 9,5±0,55 года; p=0,064. Одновременно с применением стандартной программы реабилитации выполняли 10 сеансов с использованием комплекса «мозг — компьютер — экзоскелет кисти». По завершении сеанса автоматически отображался коэффициент успешности взаимодействия пациента с нейроинтерфейсом. Исследование речевых навыков до и после прохождения курса нейрореабилитации (10 сеансов) проводили по методикам: оральный праксис и артикуляция, звукопроизношение и «предложения по картинкам». B контрольную группу вошли 30 испытуемых (детский церебральный паралич и дизартрия), из которых 12 девочек (10,58±0,69 года), 18 мальчиков (11±0,65 года); p=0,891. Пациенты контрольной группы участвовали только в стандартной программе реабилитации. Статистический анализ осуществляли в GraphPad Prism 8. Нормальность распределения оценивали критерием Шапиро-Уилка. Множественный статистический анализ проводили методом Краскела-Уоллеса и теста Дана. Попарное сравнение осуществляли Т-критерием Стьюдента, критерием Уилкоксона, критерием Манна-Уитни. Различия считали значимыми при p <0,05. В результате пациентов экспериментальной группы разделили на две подгруппы: в 1-й наблюдалось постепенное увеличение коэффициента успешности — «успешные» испытуемые. Bo 2-й — значение коэффициента успешности колебалось вблизи фонового уровня (сеанс 1) — «неуспешные» испытуемые. У 12 «успешных» девочек коэффициент успешности на 1-м сеансе составлял 0,33 (0,29; 0,36) на 10-м сеансе — 0,44 (0,43; 0,61); p=0,0007; у «успешных» (n=19) мальчиков — 0,33 (0,31; 0,39) и на 10-м — 0,50 (0,46; 0,57; p=0,0000017). Коэффициент успешности «неуспешных» испытуемых не изменялся. «Успешные» испытуемые демонстрировали достоверно больший прирост баллов (2-2,5 по медиане) в методиках оценки речевых навыков как по сравнению с «неуспешными» (0-2 по медиане), так и с контрольными испытуемыми (0-1 по медиане). Заключение. B процессе сеансов нейрореабилитации у испытуемых с возрастающим коэффициентом эффективности наблюдается выраженное улучшение речевых навыков.

Авторы:

Хусаинов Д.Р.
Корсунская Л.Л.
Власенко С.В.
Бирюкова Е.А.
Орехова Л.С.

Издание: Казанский медицинский журнал
Год издания: 2025
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2025.-N 4.-С.526-535. Библ. 22 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
автоматический
анализ
артикуляция
биологическая
биологический
большая
вероятностное
взаимодействие
влияние
возможности
возраст
восстановление
высокий
года
групп
детей
дети
детская
диагноз
дизартрия
доказательная
зависимости
звуки
значению
изменения
интерфейс
использование
исследование
картина
кисти
ключ
комплекс
компьютер
контрольные
коэффициент
краскела-уоллеса
критерии
курсов
мальчик
манна-уитни
медия
мероприятия
метод
методика
множественная
моторика
навыкам
неинвазивная
нейроинтерфейс
нейрореабилитация
нормальная
обоснование
обратная
одновременная
оральная
организации
оценка
паралич
пациент
перспективная
подгруппы
после
праксис
применение
программ
прохождение
процесс
раздел
различие
распределение
расстройств
реабилитации
реабилитационные
реабилитация
результата
речевая
речевых
роботы
связей
связь
слова
состав
сравнение
стандартные
статистический
теста
увеличение
указ
уровень
уровни
устройств
участники
феномен
фоновая
фоновое
функции
функциональная
цель
церебральная
церебральный
шапиро-уилка
экзоскелет
экспериментальная
эффективность
языковых
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.37.147)
Яндекс.Метрика