|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Возможности улучшения речевых функций у детей с церебральным параличом на фоне реабилитации с применением роботизированных устройств и биологической обратной связи
Аннотация:
B исследованиях с применением роботизированных устройств показана их высокая перспективность в реабилитационных мероприятиях, в т.ч. при детском церебральном параличе. Одновременно с функциональным восстановлением моторики кисти отмечается вероятностное улучшение речевых навыков. Указанный феномен требует доказательного экспериментального обоснования и по организации сеансов нейрореабилитации. Цель. Определить влияние сеансов нейротренинга с использованием неинвазивного интерфейса «мозг — компьютер — экзоскелет кисти» на уровень речевых навыков испытуемых с детским церебральным параличом в зависимости от успешности взаимодействия с нейроинтерфейсом. Исследование проводили в группе пациентов с диагнозом «детский церебральный паралич и дизартрия»: 18 девочек возрастом ll,ll±0,69 года и 30 мальчиков — 9,5±0,55 года; p=0,064. Одновременно с применением стандартной программы реабилитации выполняли 10 сеансов с использованием комплекса «мозг — компьютер — экзоскелет кисти». По завершении сеанса автоматически отображался коэффициент успешности взаимодействия пациента с нейроинтерфейсом. Исследование речевых навыков до и после прохождения курса нейрореабилитации (10 сеансов) проводили по методикам: оральный праксис и артикуляция, звукопроизношение и «предложения по картинкам». B контрольную группу вошли 30 испытуемых (детский церебральный паралич и дизартрия), из которых 12 девочек (10,58±0,69 года), 18 мальчиков (11±0,65 года); p=0,891. Пациенты контрольной группы участвовали только в стандартной программе реабилитации. Статистический анализ осуществляли в GraphPad Prism 8. Нормальность распределения оценивали критерием Шапиро-Уилка. Множественный статистический анализ проводили методом Краскела-Уоллеса и теста Дана. Попарное сравнение осуществляли Т-критерием Стьюдента, критерием Уилкоксона, критерием Манна-Уитни. Различия считали значимыми при p <0,05. В результате пациентов экспериментальной группы разделили на две подгруппы: в 1-й наблюдалось постепенное увеличение коэффициента успешности — «успешные» испытуемые. Bo 2-й — значение коэффициента успешности колебалось вблизи фонового уровня (сеанс 1) — «неуспешные» испытуемые. У 12 «успешных» девочек коэффициент успешности на 1-м сеансе составлял 0,33 (0,29; 0,36) на 10-м сеансе — 0,44 (0,43; 0,61); p=0,0007; у «успешных» (n=19) мальчиков — 0,33 (0,31; 0,39) и на 10-м — 0,50 (0,46; 0,57; p=0,0000017). Коэффициент успешности «неуспешных» испытуемых не изменялся. «Успешные» испытуемые демонстрировали достоверно больший прирост баллов (2-2,5 по медиане) в методиках оценки речевых навыков как по сравнению с «неуспешными» (0-2 по медиане), так и с контрольными испытуемыми (0-1 по медиане). Заключение. B процессе сеансов нейрореабилитации у испытуемых с возрастающим коэффициентом эффективности наблюдается выраженное улучшение речевых навыков.
Авторы:
Хусаинов Д.Р.
Издание:
Казанский медицинский журнал
Год издания: 2025
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2025.-N 4.-С.526-535. Библ. 22 назв.
Просмотров: 1