|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Грамотность в вопросах здоровья школьников Республики Казахстан: социально-демографические различия и связь с поведенческими факторами риска
Аннотация:
Повышение грамотности в вопросах здоровья в подростковом возрасте рассматривается как важный фактор формирования устойчивых моделей поведения, способствующих укреплению здоровья. Однако в Республике Казахстан системные данные об уровне такой грамотности у подростков и ее связи с поведенческими факторами риска ограничены, что подчеркивает актуальность данного исследования. Цель исследования. Проанализировать уровень грамотности в вопросах здоровья школьников 11 —15 лет Республики Казахстан с учетом социально-демографических характеристик и определить взаимосвязь с распространенностью поведенческих факторов риска для здоровья. Исследование проведено в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children. В опросе приняли участие 8528 школьников из всех регионов Республики Казахстан, включенных в исследование на основе репрезентативной стратифицированной выборки. Грамотность в вопросах здоровья оценивалась с использованием валидизированной шкалы, включающей 10 утверждений, с последующим расчетом суммарной оценки в баллах и классификацией уровня грамотности: низкий, средний и высокий. Применены методы описательной статистики, х2, U-критерий Манна—Уитни, дисперсионный анализ с поправкой Уэлча и бинарная логистическая регрессия. В результате выявлены статистически значимые различия уровня грамотности по возрасту и месту проживания, но не по полу и уровню семейного благосостояния, положительная связь между более высоким уровнем грамотности и здоровым поведением, таким как регулярная физическая активность, отказ от психоактивных веществ и соблюдение принципов здорового питания. Результаты логистической регрессии и дисперсионного анализа подтверждают значимость уровня грамотности как фактора, ассоциированного с самооценкой здоровья и стилем поведения подростков. Выводы. Результаты подчеркивают необходимость разработки и внедрения целевых программ по повышению грамотности в вопросах здоровья как ключевого инструмента профилактики риска развития заболеваний и формирования устойчивых моделей здорового поведения в подростковой среде.
Авторы:
Адаева А.А.
Издание:
Профилактическая медицина
Год издания: 2025
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2025.-N 8.-С.70-77. Библ. 21 назв.
Просмотров: 1