Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Грамотность в вопросах здоровья школьников Республики Казахстан: социально-демографические различия и связь с поведенческими факторами риска


Аннотация:

Повышение грамотности в вопросах здоровья в подростковом возрасте рассматривается как важный фактор формирования устойчивых моделей поведения, способствующих укреплению здоровья. Однако в Республике Казахстан системные данные об уровне такой грамотности у подростков и ее связи с поведенческими факторами риска ограничены, что подчеркивает актуальность данного исследования. Цель исследования. Проанализировать уровень грамотности в вопросах здоровья школьников 11 —15 лет Республики Казахстан с учетом социально-демографических характеристик и определить взаимосвязь с распространенностью поведенческих факторов риска для здоровья. Исследование проведено в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children. В опросе приняли участие 8528 школьников из всех регионов Республики Казахстан, включенных в исследование на основе репрезентативной стратифицированной выборки. Грамотность в вопросах здоровья оценивалась с использованием валидизированной шкалы, включающей 10 утверждений, с последующим расчетом суммарной оценки в баллах и классификацией уровня грамотности: низкий, средний и высокий. Применены методы описательной статистики, х2, U-критерий Манна—Уитни, дисперсионный анализ с поправкой Уэлча и бинарная логистическая регрессия. В результате выявлены статистически значимые различия уровня грамотности по возрасту и месту проживания, но не по полу и уровню семейного благосостояния, положительная связь между более высоким уровнем грамотности и здоровым поведением, таким как регулярная физическая активность, отказ от психоактивных веществ и соблюдение принципов здорового питания. Результаты логистической регрессии и дисперсионного анализа подтверждают значимость уровня грамотности как фактора, ассоциированного с самооценкой здоровья и стилем поведения подростков. Выводы. Результаты подчеркивают необходимость разработки и внедрения целевых программ по повышению грамотности в вопросах здоровья как ключевого инструмента профилактики риска развития заболеваний и формирования устойчивых моделей здорового поведения в подростковой среде.

Авторы:

Адаева А.А.
Слажнева Т.И.
Абдрахманова Ш.З.
Каусова Г.К.
Назарова С.А.

Издание: Профилактическая медицина
Год издания: 2025
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2025.-N 8.-С.70-77. Библ. 21 назв.
Просмотров: 1

Рубрики
Ключевые слова
активность
акты
анализ
ассоциированные
бинарные
болеющие
валидизация
вещество
взаимосвязи
включения
включениями
внедрение
возраст
вопрос
выборка
вывод
высокий
грамотность
данные
данных
дисперсионный
дисперсия
заболевания
здоровое
здоровья
значимость
инструмент
использование
исследование
казахстан
классификация
ключ
лет
логистические
манна
международна
место
метод
модели
необходимости
низкие
одного
описательная
опрос
основа
отказ
оценка
питание
поведение
поведенческая
повышение
подростки
подростковая
пола
положительные
поправка
послед
применения
принцип
проведения
программ
проект
проживания
профилактика
психоактивные
развитие
различие
разработка
рамки
распространенность
расчет
регион
регрессия
регулярный
результата
репрезентативный
республика
риск
самооценка
связей
семейная
системная
слова
состояние
социальная
социально-демографические
способ
среда
среднего
статистика
статистические
стиль
суммарный
укрепление
уровень
уровни
устойчивое
утверждение
участие
учет
уэлча
фактор
физическая
формирование
характеристика
целевая
цель
шкала
школьники
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.112.72)
Яндекс.Метрика