|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Мыслящее тело в социальном пространстве: философские основания инклюзии в рамках культурно-исторического подхода (по материалам работ Л.С Выготского и Э.В. Ильенкова)
Аннотация:
Целью данного исследования является анализ того, как философские идеи Л.С. Выготского и Э.В. Ильенкова могут быть использованы сегодня для понимания и интерпретации понятия социальной инклюзии. В своих размышлениях Ильенков опирался на идеи Спинозы о том, что мышление неотделимо от «мыслящего тела». При том, что в современных дискуссиях об инклюзивном образовании чаще обсуждаются понятия «автономности», «аутентичности» и «воплощенности», в них парадоксальным образом отсутствует понятие «субъекта», которое было центральным для советской педагогической психологии, созданной в культурно-исторической традиции. Можно предположить, что причиной этого является слишком рациональное и интеллектуализированное представление об этом «субъекте». Это значит, что, если в данной традиции обсуждать ребенка с инвалидностью как субъекта педагогического воздействия в качестве «мыслящего тела», есть риск, что акцент опять окажется на слове «мыслящее», а не на слове «тело». Рационализированная расстановка акцентов исключит представление об «аффекте» во всех рассуждениях о самоопределяющемся субъекте как цели педагогического воздействия и развития человека в целом. Однако если целью образования, включая инклюзивное образование, представить «мыслящее тело» Спинозы, действующее в пространстве других тел, как субъекта, то «субъект» может оказаться тем понятием, которое соберет в себе и автономность, и аутентичность, и воплощенность. С точки зрения культурно-исторического подхода, «мыслящее тело» движется среди тел, которые являются «неорганическими телами человека», т.е. в среде предметной. С другой стороны, мыслящее тело движется среди других «мыслящих тел», т.е. в среде социальной. Именно это движение, которое, в принципе, невозможно разделить на два разных типа движения в двух различных средах, и формирует «мыслящее тело» и как «тело», с его аффектами и физическими реакциями, и как «мыслящее» с его пониманием мира и отношением к нему. Используя такую интерпретацию человека, можно подойти и к дополнительным возможностям концептуализации понятия «инклюзии».
Авторы:
Багдасарова Н.А.
Издание:
Культурно-историческая психология
Год издания: 2025
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.89-96. Библ. 10 назв.
Просмотров: 0