|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Изучение базовых представлений о счастье у дошкольников и младших школьников с помощью метода глубинного интервью
Аннотация:
В детстве выстраивается базовая груктура социального мира, и представление о счастье является стержневым ее компонентом. Изучение представлений детей о ключевых составляющих их благополучия — счастья и его наполнения — является актуальной областью психолого-педагогических исследований. Цели: Выявить базовые представления детей о счастье, определить их специфику в зависимости от половозрастных характеристик, культурной идентичности, семейной структуры и «уровня» счастья. Методы и материалы. Выборку исследования составили 120 респондентов в возрасте от 5 до 9 лет (М=6,6; SD=1,43). Применялся метод глубинного интервью. Для обработки результатов качественного исследования применялись: метод экспертных оценок, качественный и количественный контента-анализ, коэффициент Яниса, критерий хи-квадрат Пирсона. Результаты 3 рамках исследования разработана модель репрезентативных полей счастья и выделено 2 типа семантической организованности представлений детей о счастье: сбалансированный и потребностно-ориентированный. У детей в благоприятной ситуации развития семантическая организованность полей счастья представляет баланс секторов: субъективное и объективного, индивидуального и социального. Выводы. Различия базовых представлений о счастье у сравниваемых категорий детей связаны с дефицитарностью или акцентностью репрезентативных полей счастья и стоящих за ними знаков и эмоций. У детей из неполных семей и низко оценивающих уровень своего счастья имеется ярко выраженный дисбаланс репрезентативных полей счастья с фокусировкой на потребности в привязанности и материальных потребностях. Чем меньше положительных характеристик в отношении себя ребенок высказывает, тем в большей степени представление о счастье у ребенка зависит от удовлетворения потребностей.
Авторы:
Гилемханова Э.Н.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 4.-С.82-95. Библ. 23 назв.
Просмотров: 0