|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Структурно-динамические характеристики мировоззрения учащихся юношеского возраста
Аннотация:
Исследования обусловлены его направленностью на анализ становления мировоззрения юношества в современных социокультурных условиях. Цель. Выделить и описать структуру мировоззрения учащихся раннего (16-18 лет) и позднего (19-22 года) юношеского возраста и установить ее содержательные и динамические характеристики. Гипотеза. Социально-психологическими источниками становления целостного мировоззрения в юношеском возрасте являются гражданская позиция, семейная история, ценностные ориентации, стремление к успеху, ориентация на способ познания мира, значимость которых может меняться в зависимости от требований социальной ситуации развития на протяжении всего возрастного периода от 16 до 22 лет. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 529 человек, среди них старшеклассников и студентов 1-2 курсов колледжа (16-18 лет) — 344 человека (М=16,7, SD=0,70), студентов университета (19-22 лет) — 185 человек (М=21,5, SD=0,85). Исследование выполнено с использованием авторского методического комплекта «Изучение компонентов мировоззрения современных старшеклассников». Результаты. Мировоззрение учащихся юношеского возраста имеет определенную структуру, складывающуюся уже к началу изучаемого возрастного периода и сохраняющуюся на всем его протяжении. Она включает 4 фактора: «Освоение социального норматива», «Значимый социум», «Ресурсы успеха», «Самоидентичность». Выводы. Динамические характеристики содержания мировоззрения учащихся на протяжении юношеского возраста меняются в зависимости от социальной ситуации развития на разных этапах обучения, обеспечивая социально-психологическую адаптацию субъекта к трансформирующимся условиям социальной среды.
Авторы:
Андреева А.Д.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 4.-С.130-143. Библ. 34 назв.
Просмотров: 0