|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Психологические службы российских вузов — мониторинговое исследование практик и ресурсов
Аннотация:
Несмотря на то, что в части вузов России уже длительное время существуют психологические службы, информация об их количестве, формате организации и специфике деятельности остается фрагментарной. Цель. Количественно охарактеризовать организацию психологической помощи в вузах России. Методы и материалы. Первое всероссийское сплошное онлайн-исследование вузов России (п=479; 39% от общего числа вузов). Опрос охватывал следующие темы: организационные модели, направления работы, кадровый состав и основные вызовы в функционировании. Результаты. Наличие психологических служб в российских вузах является распространенной практикой: на 2022 год функционировало не менее 402 таких подразделений. Из числа вузов, не имеющих психологической службы, 39% заявили о планах по ее созданию. Выявлена высокая вариативность моделей и стадий развития служб: от начального уровня, где функции выполняет один специалист, до полноценных подразделений с широким спектром задач и оценкой эффективности. Степень интеграции с образовательной деятельностью, которая также широко варьирует, является еще одной важной характеристикой служб. Формат и ресурсы служб зависят от характеристик вузов. Государственные вузы, те, что были включены в программы «Приоритет 2030» и «Топ 5-100», и головные филиалы вузов чаще имеют более развитые службы. Основные функции служб включают психологическую помощь студентам, диагностику и образовательные мероприятия, но спектр задач и форматы реализации значительно различаются. Выводы. Исследование выявило перспективные направления совершенствования организации психологических служб вузов: улучшение кадрового обеспечения, налаживание эффективного взаимодействия с внешними организациями и формирование четкого понимания функций психологических подразделений. Полученные данные могут стать базой для оценки текущей ситуации и динамики развития системы психологической помощи в высшем образовании Российской Федерации.
Авторы:
Ерицян К.Ю.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 5.-С.49-62. Библ. 13 назв.
Просмотров: 0