|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Адаптация шкалы метапознания из опросника саморегуляции DAACS при участии российских подростков
Аннотация:
Метапознание — это контроль над своими мыслями. На данный момент нет ни одного надежного инструмента, измеряющего навыки метапознания у российских подростков в школьном контексте. Цель. Адаптировать и валидизировать шкалу метапознания при участии российских школьников. Гипотеза. Адаптация и валидизация шкалы метапознания из опросника саморегуляции DAACS позволит получить психометрические характеристики методики, необходимые для преодоления дефицита современного надежного инструментария, измеряющего навыки метапознания у российских подростков. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 1167 учащихся средних школ (55,27% девочек), средний возраст — 14,4 лет. В исследовании адаптировался Опросник метапознания из инструмента саморегуляции DAACS. Для проверки связей с другими конструктами использовались опросник выгорания школьников и шкалы предметноориентированной самоэффективности. В работе подтверждается валидность инструмента на основе: 1)внутренней структуры опросника, используя конфирматорный факторный анализ (КФА); 2)надежности через проверку внутренней согласованности опросника; 3)корреляций с другими конструктами путем представления дискриминантных связей; 4)ответов респондентов с применением Раш-моделирования. Результаты. Результаты КФА подтвердили трехфакторную структуру опросника метапознания на выборке российских подростков и показали внутреннюю согласованность опросника (а=0,92; р=0,86). Валидность на основе дискриминантных связей показала, что метапознание положительно связано с предметно-ориентированной самоэффективностью и отрицательно связано с выгоранием. Ответы респондентов на основе Раш-моделирования демонстрируют, что утверждения опросника понятны школьникам со средним уровнем метапознания, и большинство респондентов (71%) выбирали средние ответы по шкале Ликерта. Выводы. Несмотря на некоторые ограничения исследования (проверка конвергентной и лонгитюдной валидности), имеющиеся результаты позволяют сделать вывод, что адаптированный опросник обладает хорошими психометрическими характеристиками и рекомендован к использованию со школьниками для измерения метапознания.
Авторы:
Ахмеджанова Д.Р.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 14с.
Дополнительная информация: 2025.-N 5.-С.91-104. Библ. 28 назв.
Просмотров: 0