|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Предикторы применения морального запрета студентами вуза: контекст этически нагруженной ситуации и личностные характеристики
Аннотация:
Исследование посвящено изучению факторов применения морального запрета в этически нагруженных ситуациях. Актуальность работы определяется недостаточной изученностью взаимодействия личностных характеристик и параметров ситуации в применении морального запрета, а также практической значимостью для разработки программ обучения студентов вузов принятию морально релевантных решений с учетом контекстуальной специфики морального выбора. Цель. Оценить вклад личностных характеристик в императивность, полноту, аргументированность и согласованность применения морального запрета при варьировании контекста и фокуса действия морального агента. Методы и материалы. Выборка: 195 студентов (М возр.=20,02, SD=1,34). Применена авторская ситуационная методика, моделирующая реалистические сценарии применения запрета в разных предметных контекстах (правовой, медицинский, житейский) с эгоцентрированным (в качестве морального агента студент действовал сам) и аллоцентрированным (применение запрета с позиции Другого, анонимного морального агента) фокусом действия. Личностные характеристики измерялись подобранным пакетом диагностических методик. Основной метод анализа — регрессионный анализ. Результаты. Установлено: а) предсказательный эффект личностных характеристик проявился в медицинском контексте и в ситуациях с эгоцентрированным фокусом действия; б) для одних и тех же критериев морального запрета в разных контекстах выявлены различные личностные предикторы; в) наибольший вклад в применение морального запрета вносят уже укоренившиеся в структуре моральной личности студентов этическая позиция и социоморальная рефлексия. Выводы. Предметный контекст этически нагруженной ситуации может как нивелировать роль личностных характеристик в опосредствовании применения морального запрета, так и, напротив, усиливать ее. Полученные в настоящем исследовании данные могут быть важными для изменения образовательной среды университета путем применения исследовательских практик, обращенных к выявлению предикторов морально релевантных решений.
Авторы:
Горбачева Е.И.
Издание:
Психологическая наука и образование
Год издания: 2025
Объем: 18с.
Дополнительная информация: 2025.-N 5.-С.124-141. Библ. 36 назв.
Просмотров: 0