|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Социокультурные предикторы склонности к зависимому поведению в старшем подростковом возрасте
Аннотация:
По мнению психологов и педагогов, именно старший подростковый возраст является самым «опасным» с точки зрения восприимчивости к меняющейся среде. К зависимости приводит в первую очередь слом саморегуляции и ослабление личности в целом. В настоящем исследовании планировалось изучить, как особенности отношений с родителями, ранние дезадаптивные схемы, способность к проактивному совладанию и субъективное представление об окружающем мире взаимосвязаны со склонностью к появлению зависимости. Для проведения исследования были отобраны методики «Схемный опросник Янга», «Подростки о родителях», «Склонность к зависимому поведению», «Проактивное совпадающее поведение», а также собственно разработанная анкета. В результате в исследовании приняли участие 50 старших подростков (средний возраст - 16,5 лет), у 20 из них (40%) была выявлена склонность к зависимому поведению. Вероятно, склонные к зависимости подростки субъективно считают себя более свободными и независимыми, чем другие сверстники, имеют раннюю дезадаптивную схему недостатка самоконтроля, воспитываются в семье с отстранёнными безразличными родителями, а также имеют низкую способность к проактивному совладанию. Обсуждение. Зависимое поведение формируется на основе обманчивости прогресса и удобства современных технологий. С приходом упрощающих жизнь гаджетов пропадает всякая необходимость в собственном напряжении, а неспособность к напряжению здесь и сейчас предрекает неспособность к напряжению в предполагаемых или отдалённых ситуациях. Подростки, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, разработать план или предположить отдалённые последствия каких-либо поступков, вероятно, являются группой риска появления зависимого поведения. Заключение. Ранняя дезадаптивная схема недостатка самоконтроля, а также слабо развитая способность к проактивному совладанию могут являться предикторами склонности к зависимому поведению. Для подростков, не имеющих такой склонности, более характерны эмоционально вовлечённая семья с устойчивыми правилами и требованиями, развитая способность к проактивному совпадающему поведению, а также схемы спутанности, самопожертвования и пунитивности. При профилактической и коррекционной работе психолога с подростками следует уделять особое внимание детям, воспитывающимся в семье с гипоопекающим типом отношений и не способным к превентивному преодолению каких-либо жизненных трудностей.
Авторы:
Хакимова З.Р.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2025
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2025.-N 9.-С.44-51. Библ. 14 назв.
Просмотров: 0