Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА У ПОДРОСТКОВ


Аннотация:

В статье рассматривается мотивация развлекательного чтения школьников как субъективный фактор, связанный с объемом чтения и читательской грамотностью, развивающейся по мере приобретения читательского опыта. В основу исследования положена теория само-детерминации, в рамках которой выделяют автономную мотивацию, отражающую собственные интересы и ценности; контролируемую мотивацию, основанную на внешнем давлении или ориентации на чужие ожидания, и амотивацию как утрату смысла деятельности. В ходе обзора обосновано предположение о том, что проблемное использование Интернета у школьников связано со снижением автономной мотивации, повышением контролируемой мотивации и амотивации, а также со снижением объема чтения и читательской грамотности. Для проверки этой гипотезы было проведено корреляционное исследование на выборке из 446 российских учащихся 5-9-х классов. На основе аналогичного англоязычного опросника для настоящего исследования была разработана методика оценки мотивации чтения у школьников. Результаты корреляционного анализа подтвердили предположение о наличии обратной связи проблемного использования Интернета с автономной мотивацией чтения и прямых связей с контролируемой мотивацией и амотивацией. Автономная мотивация и амотивация показали предсказуемые корреляции с объемом чтения и читательской грамотностью. С помощью структурного моделирования было установлено, что проблемное использование Интернета показывает опосредованный через мотивацию негативный эффект как на объем чтения, так и на читательскую грамотность. Полученные результаты соответствуют представлениям о том, что проблемное использование Интернета подрывает мотивацию подростков к развлекательному чтению и через это приводит к снижению читательской активности и грамотности. Вместе с тем с учетом корреляционного дизайна исследования можно также предполагать, что интерес и любовь к чтению у подростков могут, в свою очередь, служить защитным фактором в отношении проблемного использования Интернета.

Авторы:

Власов М.С.
Сычев О.А.
Белоусов К.И.
Торопчина О.В.
Бабичева Ю.Г.
Гаврутенко Т.В.

Издание: Психология.Журнал Высшей школы экономики
Год издания: 2025
Объем: 18с.
Дополнительная информация: 2025.-N 3.-С.534-551. Библ. 0 назв.
Просмотров: 0

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.7.83)
Яндекс.Метрика