Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Аннотация:
Под темпераментом ребенка первого года жизни следует понимать совокупность особенностей его физиологической организации. Темперамент в значительной мере генетически детерминирован, однако подвержен сильному модифицирующему влиянию антенатальных воздействий, социально-демографических характеристик семьи, особенностей микроокружения ребенка и ухода за ним. Получила признание интерактивная модель темперамента, смысл которой сводится к тому, что особенности поведения ребенка в конкретное время являются продуктом взаимодействия присущих ему биологических особенностей и факторов микроокружения. Предложено выделять такие аспекты темперамента, как активность, ритмичность, приятие, адаптивность, интенсивность (intensity), настроение (mood), настойчивость (persistence), отвлекаемость и порог. Разработаны стандартные опросники, предназначенные для объективной оценки темперамента детей первого года жизни: Early Infancy Temperament Questionnaire для детей 1-4 мес и Infancy Temperament Questionnaire для детей 4-8 мес. Сам по себе темперамент отдельного ребенка не может быть патологическим, хотя некоторые его особенности могут ассоциироваться с риском развития тех или иных соматических и поведенческих нарушений. В то же время темперамент ребенка может специфическим образом меняться на фоне отдельных патологических состояний. Сложившаяся в педиатрии практика оценки нервно-психического развития ребенка традиционно предполагает ответ на вопрос о том, в какой степени характер его безусловных и условных рефлексов, объем освоенных поведенческих навыков соответствуют принятым возрастным стандартам. В то же время качественные особенности реализации достигнутого потенциала могут существенно различаться у детей одного и того же возраста с одинаковым уровнем развития психики и моторики. Важно, что подобные различия начинают с достаточной отчетливостью выявляться уже на первом году жизни ребенка, примерно с конца первого месяца, отражая специфику его темперамента, или стиля поведения, который применительно к детям первого года жизни можно определить как совокупность особенностей их физиологической организации. Темперамент отражает такой принципиальный аспект поведения ребенка, который можно обозначить вопросом «как?», в отличие от «что?» (степень развития) и «почему?» (мотивация) . Темперамент в значительной мере генетически детерминирован , однако подвержен сильному модифицирующему влиянию социально-демографических характеристик семьи и особенностей микроокружения . Следует обратить внимание на значимость неблагоприятных антенатальных влияний на формирование особенности поведения детей первого года жизни. В частности, выявлены особенности темперамента у детей первого года жизни, родившихся с малой и очень малой массой тела (низкие адаптивность и интенсивность реакций), а также у детей с высоким уровнем стигматизации .
Авторы:
Кельмансон И.
Издание:
Российский вестник перинатологии и педиатрии
Год издания: 2001
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2001.-N 3.-С.41-45
Просмотров: 100