![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ИЗ ИСТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Аннотация:
Русский лубок — замечательное явление отечественной культуры. Однако этот вид наивно-примитивного народного творчества исконно имел не только декоративное, но и утилитарное назначение. В обыденной жизни простого русского человека он нередко служил источником важных сведений, а иногда даже играл заметную роль в решении практических вопросов, касающихся здоровья соотечественников. А потому именно в русском народном лубке исследователи видят один из истоков наглядной санитарно-просветительной пропаганды, получившей в нашей стране в советский период столь широкое распространение. Лубок — по сути своей дешевая гравюра, которая резалась на деревянной доске. Гравирование на деревне появилось в России во второй половине XVI века вместе с книгопечатанием. Производство гравированных картинок являлось "государственной затеей" до закрытия царской типографии в 1727 г. и служило преимущественно украшению священных и иных книг. Медицинские сюжеты нередко были представлены в синодиках и ряде рукописей XVI—XVII веков трагическими сценами массового погребения при моровом поветрии, врачевания и даже организации карантинных мер во время эпидемий на Руси. Изображения эти были исполнены героического пафоса и носили иллюстративный характер. В число традиционно представленных в лубке тем, естественно, попадали и вопросы о "недугах и болезнях русского народа и о лечении и лекарствах против этих болезней". Деревенский житель традиционно лечился не у врача, а у знахаря, знавшего целебные свойства многих растений. Но наиболее действенным средством борьбы с болезнями в лубочных картинках предстает русская баня.
Авторы:
Шерстнева Е.В.
Издание:
Проблемы социальной гигиены и история медицины
Год издания: 2003
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2003.-N 3.-С.59-63
Просмотров: 24